ЕВАНГЕЛИЯ, ЧИТАЕМЫЕ НА УТРЕНИ И ЛИТУРГИИ ВЕЛИКОГО ПОНЕДЕЛЬНИКА

Подошёл к концу ещё один Великий пост в нашей жизни.

Литургически пост завершается в пятницу шестой седмицы, когда утром на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвящённых Даров, в стихирах на «Господи, воззвах» поётся:

Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни её величие Твоё, и неизреченный Твой замысел о нас, единомысленно воспевая: «Господи, слава Тебе!

Для христиан, постепенно приготовленных подвигом поста, вступление в Страстную седмицу — это великое событие, о котором нужно именно просить Бога, чтобы удостоиться стать причастниками событий последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий на Кресте, смерти и погребения.

ВЕЛИКИЕ ДНИ

С апостольских времён дни Страстной седмицы были в глубоком почтении у христиан. Они проводили их в строжайшем воздержании и усердной молитве. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, первые христиане в Страстную седмицу усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, старались быть добрыми и снисходительными к немощам своих ближних и больше творить дела милосердия. Христиане первых веков считали неприличным не только осуждать кого-либо, но и прекращали в эти дни все тяжбы, суды, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

В эти святые дни не совершаются ни память святых, ни поминовение усопших, ни молебные пения. Поскольку, как бы участвуя в страданиях Спасителя, сообразуясь смерти Его (Флп. 3:10), церковное богослужение принимает характер печали и сокрушения — «со-страстия» страданиям Христовым.

По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется великим. Церковные службы представляют все события последних дней Спасителя совершающимися пред нами, и мы проходим мысленно всю величественно трогательную и назидательную историю страданий Христовых. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить всё суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

Храм попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы отличаются возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту неделю. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идёт за Господом, грядущим на страдания.

Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом.

ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ

В историческом смысле последняя неделя земной жизни Спасителя начинается со входа Господня в Иерусалим. Жители Иерусалима встречали Христа с криками «осанна Сыну Давидову» — победителю смерти, воскресившему четверодневного Лазаря,— они не подозревали ещё о том, что уже составился заговор — «лютый совет беззаконных» — об убийстве Того, Кто сейчас для них является ожидаемым земным царём. И, наверное, некоторые из тех, кто кричал «осанна», всего через пять дней будут также громко повторять вслед за озлобленными первосвященниками — «распни».

Спаситель провидел ужасные последствия такого отступления для родного Ему иудейского народа, и Его сердце так сильно исполнилось скорбью, что Он не мог сдержать слёз. Посреди всеобщей радости и ликования вокруг Его шествия, Христос, увидев город Иерусалим… плакал о нём (Лк 19:41).

Поэтому, хотя Неделя Ваий, или Вербное воскресенье, есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня совершается не великая, а вседневная вечерня, в конце которой впервые звучит, предвозвещая начало воспоминаний страданий Спасителя, богослужебный отпуст первых трёх дней Страстной седмицы: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…».

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию Крестных страданий Спасителя. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, со-распяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении этих дней удерживается ещё общий покаянный характер.

В Великий понедельник в богослужебных текстах вспоминается ветхозаветный патриарх — целомудренный Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет и таким образом про-образовавший безгрешные страдания Спасителя. Христос, как и Иосиф, становится предметом зависти Своих братьев по крови и вере — единоплеменников-иудеев, Он так же продаётся, как продали братья Иосифа. Однако в конце Иосиф царствует в Египте и питает своих братьев земным хлебом, а Христос после Своего Воскресения воцаряется над всем миром и питает нас Небесным хлебом — Своими Плотью и Кровью.

Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, и Христос рассказывает иудеям поучительную притчу о неправедных виноградарях. Евангелие о смоковнице с притчей о виноградарях читается на утрене Великого понедельника.

Смоковница в евангельском чтении утрени Великого понедельника изображает иудеев, у которых Христос не нашёл истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую Он обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. А в притче о злых виноградарях видится ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого. Нельзя в этой притче не увидеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди и тем самым как бы продолжающих распинать Христа.

Каким образом избежать этого осуждения, Церковь предлагает нам познать из исполняемого после мирной ектении на утренях Великих понедельника, вторника и среды тропаря

Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!

В этом песнопении, которое, согласно Типикону, должно звучать «велегласно и со сладкопением», отсылкой к евангельской притче о десяти девах указывается, что наша встреча (то есть конец нашего земного бытия) со Христом (Женихом нашей души) может произойти в любой момент: «… и блажен раб, Егоже обрящет бдяща», «недостоин же паки, Егоже обрящет унывающе». Словами этого тропаря мы обращаемся к своей душе: «блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши»,— и чтобы этого не произошло: «воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

А по завершении канона утрени, также во все первые три дня Страстной седмицы, звучит так называемый ексапостиларий, или, по-русски, светилен:

Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня.

В нём продолжает раскрываться глубокий богослужебный образ взаимосвязи Христа Спасителя и человеческой души, как взаимоотношений Жениха и невесты. Брак души со Христом — это таинственное единение Бога и человека в вечности, в Царстве Небесном. И этот небесный брачный «чертог» христианин уже видит, но сокрушается о том: «одежды не имам», то есть плодов духовной жизни (см.: Гал. 5:22), «да вниду в онь» (чтобы войти в него); и далее уже прямое прошение к Богу о даровании необходимой для спасения душевной чистоты: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

Также по Уставу в первые три дня Страстной седмицы на 3, 6 и 9 часах должно прочитываться всё Четвероевангелие. Однако на практике часто читается полностью только Евангелие от Иоанна, которое специально для этого разбивается на девять частей.

Евангелие, читаемое на утрени — от Матфея, глава 21, стихи с 18 по 43

Однажды, когда Иисус возвращался в город (из Вифании), Он захотел есть.

Увидев же у дороги одинокую смоковницу (инжир), Он подошёл к ней, но ничего не нашёл, кроме листьев, и сказал, обращаясь к ней: пусть же отныне не будет у тебя плода вовек! И смоковница сразу же засохла.

Увидев это, ученики в изумлении стали спрашивать: отчего же смоковница сразу засохла?

И, обращаясь к ним, Иисус сказал: если будете иметь веру и не усомнитесь, тогда не только со смоковницей сделаете то же самое, но если и горе этой скажете: подымись и низвергнись в море, то, уверяю вас: это исполнится.

И всё, о чём бы ни просили вы в молитве с верою, — получите.

И когда Он пришёл в храм и учил, подошли к Нему первосвященники и старейшины из народа и спросили: по какому праву Ты так поступаешь? Да и кто мог дать Тебе это право?

Иисус же сказал им в ответ: задам и Я вам один вопрос, и если вы ответите Мне на него, то и Я вам скажу, по какому праву так поступаю:

на крещение Иоанн был вдохновлён свыше или людьми? И стали они рассуждать меж собой: если ответить: вдохновлён свыше, то Он спросит нас: почему же тогда вы не поверили ему?

Ответить же: людьми, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна как пророка.

И, обратясь к Иисусу, сказали: мы не знаем. Тогда Он говорит им: и Я не скажу вам, по какому праву так поступаю.

Вы же подумайте вот о чём: у одного человека было два сына; подойдя к старшему, он сказал: сынок, пойди, поработай сегодня в винограднике моем.

И тот сказал в ответ: хорошо, отец; а сам не пошёл.

Подойдя к младшему, он сказал то же самое, и тот сказал в ответ: не хочу; но после, раскаявшись, пошёл.

Который же из тех двоих исполнил волю отца? Они отвечают: последний. И сказал им Иисус: уверяю вас: мытари и блудницы прежде вас попадут в Царство Божье.

Ибо пришёл к вам Иоанн, (наставляя) на путь праведный, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы — поверили; вы же и после того, как узнали об этом, — не раскаялись, чтобы поверить ему.

Выслушайте ещё одну притчу: жил некий человек, у которого было имение; и насадил он виноградник, обнёс его оградой, закопал под давильней чан и построил башню, после чего, сдав его внаём виноградарям, уехал. (Ис. 5:12).

Когда же настало время сбора плодов, он послал к виноградарям рабов своих получить доход свой.

А виноградари, схватив рабов его, одних избили, других убили, а иных побили камнями.

Он вновь послал рабов своих, ещё больше, чем прежде, но они и с ними поступили так же.

Наконец, он послал к ним сына своего, говоря: постыдятся они сына моего.

А виноградари, увидев сына, решили между собой: это — наследник; давайте, убьём его и завладеем наследством его.

И, схватив его, вывели из виноградника и убили.

Итак, когда придёт владелец виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

Они отвечают Ему: предаст их лютой смерти как злодеев, а виноградник передаст другим виноградарям, которые будут приносить ему плоды в надлежащее время.

Тогда Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: тот самый камень, который отвергли строители, поставлен во главу угла; и сделано это было Господом, что удивительно в очах ваших? (Пс. 117:2223).

Поэтому Я и говорю вам: отымется от вас Царство Божье и дано будет народу, приносящему плоды его.

В притче о смоковнице нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину міра, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, безпристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем міре и прекращении бедствий «избранных ради».

Евангелие, читаемое на Литургии — от Матфея, глава 24, стихи с 3 по 35

И когда с учениками Своими Иисус сидел на горе Елеонской, они обратились к Нему с вопросом: скажи нам, когда это будет, и будет ли какое-нибудь знамение пред Твоим пришествием и концом века сего?

В ответ Иисус сказал им: берегитесь, как бы кто не обманул вас,

ибо многие придут под именем Моим, утверждая: это я — Христос; и многих обманут.

Когда же станут доходить до вас слухи о битвах и войнах, смотрите, не ужасайтесь: это должно произойти, но это ещё не конец.

Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; будут и болезни, и голод, и землетрясения.

Но это — начало бедствий.

Тогда станут вас предавать на мучения и убивать вас, и все народы будут ненавидеть вас из-за имени Моего. (Ис. 66:5)

Тогда многие ожесточатся и возненавидят друг друга, и станут предавать друг друга.

И появятся многие лжепророки, и многих обманут.

И когда умножится беззаконие, во многих оскудеет любовь.

Претерпевший же до конца — спасётся.

И будет проповедано Евангелие Царства по всей земле, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец.

Итак, когда увидите мерзость запустения, по слову пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет! — (Дан. 12:11; 8:11)

тогда находящиеся в Иудее пусть убегают в горы;

кто будет на кровле — пусть не спускается захватить что-нибудь из дома своего;

кто будет в поле — пусть не возвращается забрать одежду свою.

Горе кормящим матерям и беременным в те дни!

Молитесь же, чтобы не пришлось убегать вам зимою или в субботу.

Ибо тогда наступит великая скорбь, которой не бывало от начала мира даже доныне, и не будет. (Дан. 12:1)

И если бы не сократились те дни, то никто не мог бы спастись; но ради избранных сократятся те дни.

Тогда если кто-нибудь скажет вам: вот, здесь или там Христос, — не верьте.

Ибо появятся лжехристы и лжепророки и сотворят великие знамения и чудеса, чтобы обмануть, по возможности, и избранных. (Втор. 13:1)

Вот, Я предсказал вам всё.

Поэтому, если вам скажут: вот Он, в пустыне, — не выходите; скажут: вот Он, в комнате, — не верьте,

ибо пришествие Сына Человеческого будет подобно молнии, которая, сверкнув на востоке, видна даже до запада.

А туда, где труп, слетятся стервятники.

И сразу же вслед за скорбью тех дней солнце померкнет и луна не даст света своего, и звёзды падут с небес, и своды небесные поколеблются. (Ис. 13:10; 34:4)

Тогда появится на небе знамение Сына Человеческого, и возрыдают все народы земли, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных со славою великою и воинством. (Дан. 6:27; 7:1314)

И пошлёт Он ангелов Своих с громогласными трубами, и соберут они избранных Его с четырёх сторон света, от края небес и до края их.

ВОЗЬМИТЕ, К ПРИМЕРУ, СМОКОВНИЦУ: когда ветви её становятся мягкими и вырастают листья, — вы знаете, что близко лето.

Так и вы: когда увидите всё это сбывающимся, знайте, что (Царство Божье) уже близко, у дверей.

Уверяю вас: не закончится век сей*, доколе всё это не сбудется,

ибо изменится небо и земля, и лишь слова Мои не изменятся никогда.

* век сей — здесь «век» означает всю совокупность мірового времени до второго пришествия, когда «времени уже не будет» (Откр. 10:6).

 

СИНАКСАРЬ ВО СВЯТЫЙ ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Стихи на Иосифа прекрасного:

Иосиф целомудренный стал справедливым

правителем и хлеба раздаятелем.

О, стог добродетелей!

Стихи на высохшую смоковницу:

Еврейское собрание прообразуя,

Христос Своим проклятьем иссушает

Смоковницу, лишённую плодов духовных,

Да избежим же мы её беды!

Во святой и Великий Понедельник мы вспоминаем блаженного Иосифа прекрасного и засохшую смоковницу, поскольку отсюда берёт начало седмица святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, а прообразом Его прежде всего служит Иосиф.

Он был последним сыном патриарха Иакова, рождённым от Рахили. Братья, позавидовав из-за некоторых видений, бывших ему во сне, вначале сбросили Иосифа в глубокий ров, а от отца утаили это, обманом с помощью окровавленной одежды брата представив, будто его съел дикий зверь. Затем братья за тридцать сребреников, или, по Библии, за двадцать златниц, что в пересчёте одно и то же, продали его в рабство измаильтянам, которые перепродали Иосифа Пентефрию, начальнику евнухов египетского царя — фараона. Когда же госпожа Иосифа покушалась на целомудрие юноши, то поскольку он не захотел совершить беззакония и, оставив одежду, убежал, она оклеветала его перед господином. Иосифа заковали в узы и заключили в суровую темницу. Потом он был освобождён за истолкование снов, приведён к царю и поставлен правителем над всей землёй египетской. Иосиф открылся братьям при продаже им хлеба и, свято проведя всё время жизни, умер в Египте, прославившись великим целомудрием, при всех других добродетелях.

Он явился прообразом Христа, потому что и Христос подвергался зависти со стороны единоплеменных иудеев, был продан учеником за тридцать сребреников, заключён в мрачный и тёмный ров — во гроб и, своей властью вырвавшись оттуда, ныне царствует над Египтом, т. е. над всяким грехом, совершенно его побеждая, владеет всем мiром, человеколюбиво искупает нас таинственным раздаянием хлеба, как Сам Себя предавший за нас и питающий нас Небесным Хлебом — Своей Животворящей Плотию. Итак, по этой причине сегодня вспоминается Иосиф прекрасный.

Здесь же мы вспоминаем и о высохшей смоковнице, потому что святые евангелисты, а именно Матфей и Марк, после повествования о входе Господнем в Иерусалим прибавляют: на другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; а другой: поутру же, возвращаясь в город, взалкал, и увидев… смоковницу, имеющую только листья ибо ещё не время было собирания смокв, подошёл к ней и… не найдя на ней плода, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Смоковница же означает иудейское сонмище: Спаситель, не обретя в нём достойного плода, а только тень закона, и это отнял у иудеев, сделав вовсе безполезным.

Если же кто скажет: почему бездушное дерево, не согрешившее, было проклято и засохло? — тот пусть знает, что иудеи, видя Христа, всегда всем благодетельствующего и никому не наносящего никакой скорби, полагали, что он имеет силу только благодетельствовать, но не причинять зло. Владыка же, чтобы убедить неблагодарных людей, что Он имеет достаточную силу и наказывать, но не хочет, ибо Он Благ, однако по Своему человеколюбию не желая показывать этого на человеке и причинять ему мучение, сделал это на неодушевлённом и безчувственном создании.

Вместе с тем есть и некое таинственное объяснение, дошедшее до нас от премудрых старцев. Как говорит Исидор Пелусиот, смоковница — это дерево преслушания, листьями которого покрылись согрешившие; потому оно и проклято Христом по человеколюбию Его, поскольку сразу не подверглось этому, — чтобы оно больше не приносило плода, ставшего причиной греха. А то, что грех подобен смокве — очевидно, ибо имеет свойство услаждать как страсть, прилипать как грех, а потом ожесточаться и производить горечь, как совесть. Впрочем, повествование о смоковнице поставлено здесь отцами ради сокрушения, а об Иосифе — потому, что он — прообраз Христа. Смоковница — это всякая душа, не приносящая никакого духовного плода, которую Господь наутро, то есть после этот  жизни, не найдя у неё покоя, иссушает проклятием и посылает в вечный огонь, и стоит она как некий иссушенный столб, устрашающий не творящих достойного плода добродетелей.

Молитвами Иосифа прекрасного, Христе Боже, помилуй нас. Аминь.

 ЕВАНГЕЛИЯ, ЧИТАЕМЫЕ НА УТРЕНИ И ЛИТУРГИИ ВЕЛИКОГО ПОНЕДЕЛЬНИКА