СЛУЖБА СТРАСТЕЙ ГОСПОДНИХ (УТРЕНЯ 12 ЕВАНГЕЛИЙ)

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвящённая воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.

Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

Пятница Страстной седмицы — один из главных дней церковного календаря, посвящённый воспоминанию дня искупительных Страданий и Крестной Смерти Господа Иисуса Христа.

Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из 4 евангелистов (Мф 26:2027:66; Мк 14:171:47; Лк 22:1423:56; Ин 13:119:42), согласно которым всё, что произошло в Великой Пятнице, не было случайностью, а являлось важнейшей частью домостроительства (Божественного плана) спасения. Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправились в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где провели часть ночи (ученики – в дремоте, а Христос – в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооружённой толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведён к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом Синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. В это время апостол Пётр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрёкся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и помимо прочего ведал смертными казнями), который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, правившему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь Иисус снова был приведён к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе («Лобном месте», где, по преданию, был похоронен череп Адама). Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Господь Иисус Христос умер на Кресте, «и завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27:5152). Двое из Его тайных учеников, Иосиф Аримафейский и Никодим, сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили «во гробе» – небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв его большим камнем; при погребении присутствовали женщиныпоследовательницы Христа (мvроносицы).

На другой день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал храмовой страже, опечатав пещеру, охранять её, а на следующий день произошло событие Воскресения Христова, наряду с Боговоплощением и Распятием являющееся главным событием в истории человечества. Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие Христианства (см., напр.: Деян. 2:23; 3:1318; 4:10; 1 Кор. 1:18, 23; 2:2; 15:34), поэтому Великая Пятница, Великая суббота и Пасха (т. н. пасхальное триденствие) – центральные в церковном календаре. Богослужение Великой Пятницы полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса Христа.

СЛУЖБА СТРАСТЕЙ

Перед службой Утрени совершается Малое повечерие. На малом повечерии Великого Четверга трипеснец Андрея Критского вновь вспоминает совершившиеся днём события. В последней песне его слышится кроткий и укоряющий голос Христа: «Паки (снова) вы спите... Бодрствуйте, приблизился наконец час, встаньте, идём, друзья мои, вот идёт предатель ученик... чтобы предать Меня».

Текст песнопений Малого повечерия мы здесь не приводим, так как он практически повторяет то, о чём говорилось в службе Великого Четвертка и воспоминании Тайной Вечери.

После Повечерия совершается Двупсалмие – молитва за братию и благодетелей монастыря. Во время неё совершается каждение всего храма.

 СЛУЖБА СТРАСТЕЙ ГОСПОДНИХ (УТРЕНЯ 12 ЕВАНГЕЛИЙ)