33 острых вопроса: архиепископ Лука поучаствовал в прямой линии запорожской газеты «Индустриалка»

«Прямая линия» в редакции «Индустриалки», которую проводил архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука, получилась более чем насыщенной ― владыка ответил на 33 вопроса! Редакционный телефон практически не умолкал, причем читатели начали звонить еще до ее начала

― Христос Воскресе, Владико! Я Катерина, говорю українською, дуже люблю Україну, я прихожанка церкви на Південному ринку і собору на Анголенко. Дуже люблю церкву. Дуже люблю православні передачі, «Колокола Православия»… Наше покоління виросло без церкви, і тому нас треба просвіщати… Нам хочеться, щоб священики спілкувалися з нами простими словами, все пояснювали. Нас треба просвіщати. А питання таке. На цвинтарі на хрести в’яжуть рушники і хустки із зображенням Христа, Божої Матері, потім оці тряпочки валяються по землі, в бруді ― це зневага до святині.

― Воїстину Воскресе! Спаси Господи! Я згоден з Вами. Наш народ і сам не дуже хоче просвіщатися… Але ж все це треба робити, і все це залежить від нас усіх. Якщо ми будемо розповідати про віру, церкву, то зможемо народ просвітити. А з приводу цих рушників із зображенням Розп’яття, Іісуса Христа, Божої Матері ― теж з Вами згоден ― це невірно. Потрібно збирати ці рушники і спалювати. Дякую Вам за запитання!

― Почему в Украине идет война и куда смотрит Бог, если Он существует?

― Мне бы очень хотелось по этому поводу сказать, что мы всегда почему-то виним Бога. Но Бог дал нам все, чтобы мы имели возможность жить хорошо. Почему я так говорю? Потому что Бог отдает даже Своего Единородного Сына для того, чтобы Он спас род человеческий. Мы можем задать себе вопрос: кто готов отдать своих детей, чтобы вся страна жила хорошо? Я думаю, таких людей будет очень мало. Бог дал нам заповеди, в результате которых охраняется наша свобода, но мы живем в страстях, в грехах. Начало этому всему ― наше сердце. И вот когда в нашем сердце будет мир, когда в нашем сердце будет любовь, вот тогда и наступит мир на нашей земле. А Бог здесь ни в чем не виноват. Виноваты мы сами.

― Владыка, вопрос специфический. Почему для женщин существует столько ограничений для посещения храмов: нужно ходить в юбке, покрывать голову, нельзя ходить в критические дни? В каких случаях можно нарушать эти правила?

― Бог не ограничивает свободу женщин. Бог дает каждому то, что человек может вместить с учетом его особенностей и физиологии. Почему считается, что женщина в нечистоте не имеет права заходить в храм? Имеет право! Была статья Патриарха Сербского Павла, который на основании святых отцов доказывает, что женщина во время своих физиологических дней имеет право заходить в храм, но не имеет право причащаться…

Если женщина собирается идти в храм, то и одеться должна подобающе. А если она идет мимо храма и решила зайти в него и помолится Богу, то греха в том не будет, в каком виде пришла, важно, что она обратилась к Богу.

― Добрый день! Я хочу задать вопрос архиерею. Мои знакомые рассказали мне, что запорожская православная молодежь МП поддерживала Антимайдан и даже некоторые поехали на сторону ДНР воевать. Как Вы к этому относитесь, и какое Ваше благословение на это?

― Я Вас благодарю за вопрос. Я это уже слышал, и ко мне обращались люди, которые не являются прихожанами наших храмов. Они мне говорили, что вот Ваши священники, Ваша молодежка выступает в поддержку ДНР и ЛНР. По этому поводу, если Вы даже зайдете на наш сайт (сайт Запорожской епархии УПЦ hram.zp.ua ― ред.) есть мое заявление по поводу Русской Православной Армии. Я категорически против того, чтобы христиане занимались или участвовали в каких-либо военных действиях, не связанных с защитой Родины. Место христианина ― в Церкви, молиться Богу, предстоять перед Богом, взывать и просить у Бога милости и вразумления себе и всему народу. А Вы чаще приходите в храм, чтобы убедится, чем занимается наша «молодежка» (запорожская православная молодежь ― ред.) Я несколько раз спрашивал у священников, ответственных за работу с молодежью ― никто не подтверждает, что молодежка занимается политикой. Многие молодые ребята наоборот сейчас помогают госпиталю, трудятся как волонтеры, стараются помогать нуждающимся, больным. Поверьте, у них сейчас столько много работы.

― Спаси Господи! Благословите!

― Бог благословит!

― Какая разница между православными и католиками?

― Я благодарю Вас за вопрос. Но Вам с какой точки зрения объяснить: с догматической или внешней? У нас единство есть в том, что мы исповедуем Господа Иисуса Христа. Но в связи с историческими событиями, которые сложились уже почти 1000 лет назад ― точнее разделение произошло в 1054 году ― мы имеем то, что имеем на данный момент: разделение Церквей. Все начиналось с административно-внешней стороны, но затем, в дальнейшем, произошли изменения и догматические, и канонические, и богослужебные. Вы знаете, если возможно, сходите, у нас при крупных храмах есть воскресные школы для взрослых так как Ваш вопрос нуждается в очень большом и серьезном ответе. Я православный человек и исповедую православную веру, поэтому для меня моя вера единственная. Давайте мы будем стараться исполнять Заповеди Божьи, любить ближних своих и не нарушать Заповеди, которые нам оставил Иисус Христос. Главное для православного ― не изменять своей Вере. Спаси Господи за Ваш вопрос!

― Алло, здравствуйте, Христос Воскресе!

― Воистину Воскресе!

― А почему Вас не было на установке памятного креста воинам АТО на Кушугумском кладбище? Ведь там много умерших, убитых разных национальностей и конфессий. Их же надо всех отпеть, получается?

― Я благодарю Вас за Ваш вопрос. Вы знаете, во-первых, это вопрос не ко мне. Это вопрос к тем организаторам, которые это проводят. Мне интересно наблюдать, как поменялся ветер, и поменялись почему-то человеческие отношения, поменялись взгляды. Я еще хочу привести простой пример: в Европе, в том числе и в Украине, 11 апреля ― день памяти жертв нацистских репрессий. В Запорожье еще живы около 2000 таких людей, которые были отправлены в Германию во время военных действий и там находились в рабстве. И о них никогда никто не вспоминал. Ко Дню 70-летия освобождения нашего города и в память об этих людях Запорожская епархия установила крест на ж/д станции «Запорожье-2», откуда было угнано в рабство более 300 тыс. человек. И мы вместе с ними стали там собираться и служить панихиду в этот день. Этот крест установлен за деньги Запорожской епархии УПЦ, собирали их наши прихожане, устанавливали наши прихожане, но почему-то в этом году нас там никто не хотел видеть… Я думаю, не нам об этом судить.

Но что касается сути вопроса, могу успокоить, сказать, что 20 апреля 2015 г. мы отслужили на Кушугумском кладбище литию, особое заупокойное богослужение. А перед этим наши прихожане убрали могилки, возложили на каждую цветы. Кстати, одна из наших запорожских газет написала ложь, что «архиепископ Лука освятил уже освященный крест». Я не освящал этот крест, а помолился вместе с нашими прихожанами перед могилами этих ребят, после чего мы прошли по всем могилкам и окропили их святой водой. Я полностью Вас поддерживаю в том плане, что все конфессии должны помолиться у этих могил, так как мы не знаем вероисповеданий этих людей. Но они погибли… И мы не знаем даже имен. Мы просили, чтобы Господь, «сам веси их имена», то есть Сам знает их имена, упокоил их в Своем Царстве. Поэтому свой пастырский долг перед этими ребятами мы стараемся исполнять. Кроме этого, во время богослужений молимся об упокоении всех невинно убиенных в годину нестроений на нашей земле Украинской. Спаси Господи! Прошу Ваших святых молитв!

― Христос Воскресе!

― Воистину Воскресе!

Меня зовут Анатолий. Я хотел бы задать несколько вопросов. Первый вопрос: как к Вам относятся в Москве?

― В самом городе Москва?

― Да, в Москве, ведь там знают о Вашем патриотическом отношении к Украине… Ну, и несмотря на Ваших много хороших дел, здесь в Украине на Вас висит как бы ярлык Московского Патриархата.

― Вы знаете, как ко мне относятся жители города Москвы ― я не знаю, я не смогу Вам ответить. А как относятся мои собратья-сослужители, с которыми мы встречаемся в городе Москве? Да, я являюсь членом Архиерейского собора и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Как и все более 300 архиереев по всему миру. На Соборы мы собираемся в Москве, административном центре Русской Православной Церкви, где обсуждаем насущные проблемы нашей Матери-Церкви.

Что нас объединяет? Нас объединяет, в первую очередь, вера в Триединого Бога, которая дает начало к пониманию и патриотичности и каноничности, и административно-территориальному устройству.
Поэтому меня адекватно воспринимают как в Москве мои братья-сослужители и паства, так и в Запорожье глубоко верующие люди.

Мне бы не хотелось ни в коем случае разделять Тело Христово, потому что Церковь является таковым. И если мы начинаем разделять на своих и чужих, то мне бы очень хотелось напомнить притчу о Страшном Суде, где Христос четко говорит, за что нас будут судить ― не за политические взгляды, не за количество каких-то клише или ярлыков, которые мы навесили на ближних своих, не за количество выкрикнутых лозунгов или красивых деклараций и т.п., а за наше отношение к ближнему в творении добрых дел, а значит исполнении Его «новой заповеди»: возлюбить Бога, которая не мыслима без любви к ближнему.

― Понял. Спасибо. Спаси Господь!

― И Вас!

― Меня зовут Валентина. Уважаемый Владыка, а как Вы относитесь к власти Порошенко? На нас простых людях наживаются, война не прекращается…

― Спасибо за вопрос. Я бы хотел Вам напомнить, что в прошлом году, 25 мая, в первом же туре наш народ избрал Президента Петра Порошенко. Мы не можем говорить, что он издевается над народом или якобы «высасывает из народа последнее». Я не видел никаких финансовых документов. Но что мне импонирует в этом человеке ― то, что он четко занимает позицию партии мира, так как сейчас наши социологи разделяют наших политиков на партию войны и партию мира. Он пытается найти те компромиссы, которые помогут установлению мира на нашей земле. И мне бы хотелось напомнить тоже слова из Священного Писания: «Всякая власть от Бога». Дело христианина ― молиться за эту власть, чтобы Господь ее вразумлял. И наша задача ― не искать соринку в чужом глазу, а сделать все возможное, чтобы и я стал участником установления мира на моей земле. Мы избирали Президентом такого же простого смертного человека, как мы с вами, а не волшебника страны Оз, способного мановением волшебной палочки все привести в порядок. Для всего нужно время.

― Спасибо Вам за добрые слова! Будем вместе надеяться и молиться.

― Спаси Господь!

― С какого возраста лучше всего начинать приучать ребенка к вере и Богу?

― Вы знаете, этот вопрос уже задавали одному старцу. И он спрашивает: «Сколько твоему ребенку лет?» А она говорит: «Семь лет». Он: «Ну, ты уже на семь лет опоздала». А с другой стороны есть еще такой пример. Спросил мой духовник: «Он у тебя поперек кровати лежит?» «Да нет, батюшка, Вы что, он же уже вдоль, поперек не помещается!» «Вот ты и опоздала!» Поэтому чем раньше, тем лучше. Но самое главное, чтобы родители были примером для своих детей. Именно примером в исполнении веры и любви к Богу, через любовь к ближним.

― Почему православный детский дом «Надежда» в Запорожье находится в подвале?

― Это вопрос не ко мне, потому что я его не размещал там. Мой предшественник вообще хотел его расформировать. Но когда я сам впервые побывал в этом детском доме, вновь испытал моменты, которые сам пережил, связанные с переселением: новые люди, новые контакты и т.д. и т.п., то мне моя совесть не позволяет издеваться над этими детьми, думать о их распределении по другим детским домам. Мы ищем помещение. Обращались несколько раз к различным организациям с просьбой о помощи найти помещение. Мне бы очень хотелось, чтобы наш детский дом был в лучшем помещении, а не в полуподвальном, цокольном этаже. Могу отметить, что там очень хороший директор Серая Галина Анатольевна и воспитатели, этот детский дом на 20 воспитанников ― как одна большая христианская семья, и мы все заботимся о том, чтобы детям было хорошо жить в этом детском доме.

― Вас обижает, когда Вас называют «московским попом»?

― Вы знаете, могу сказать, что по-человечески сначала обижало. А сейчас я даже улыбаюсь. Почему? В Священном Писании есть слова: «Вас будут гнать за имя Мое». Те ярлыки, которые на меня навешивают… Что только не говорят! Что я по ресторанам хожу, что я танцую, что я… Господи, помилуй! Люди уже не знают, чем ужалить. Пусть говорят, ведь мышечная часть органа речи без костей, но при этом не забывают, что ожидает клеветников и чьи они слуги.

― Алло, это архиепископ Лука.

― Меня зовут Любовь. Ой, благословите!

― Бог благословит! Христос Воскресе!

― Вот сейчас многие молятся о мире, даже дети, но он не настает. Значит, это кому-то угодно, чтобы была война, чтобы умирали безвинные люди? У меня уже вера в Бога пошатнулась. А многие знакомые вообще стали неверующими… Сколько Бог будет издеваться над нами и почему не накажет виноватых в этой войне? Спасибо.

― У Вас такое имя очень красивое Любовь. Почему у нас все это происходит? Потому что у нас в людях иссякла любовь. Не Бог издевается над нами… Пока у нас не будет любви ― и не будет мира на нашей земле. И поэтому то, что Вы говорите ― вера пошатнулась, то я очень переживаю, что очень мало людей молится. Я с Вами совершенно не согласен, когда Вы говорите, что много молятся. Для Вас если Вы зашли в храм ― это много, да, здесь я согласен. Но посмотрите немножко шире. Вы в Запорожье живете?

― Да.

- А посмотрите, сколько жителей города Запорожья находятся вне храма? Откройте средства массовой информации, где ложь, осуждение, идут призывы ко всякой лжи и ненависти! И вот пока все наши люди, все мы не обратимся к Богу, то не будет мира. Если мы все будем стараться «единым сердцем и едиными усты» (едиными сердцем и устами ― ред.) взывать к Богу, то Бог никогда нас не оставит. Но я хочу тоже успокоить. Даже ради нескольких праведников Господь будет миловать эту землю. Поэтому я хочу с Вами вместе, вот у Вас какое имя Любовь, чтобы мы никого не осуждали, ни в коем случае не предавали свою веру, не отрекались от Христа, а старались ее приумножать и быть свидетелями Христовой веры, которая бы помогала нам укреплять мир на нашей земле.

Бог дал нам все для того, чтобы сохранять свое сердце в чистоте. Даже Сына Своего Единственного. Но пока мы не принимаем Бога, не принимаем Его жертвы. Господь не посылает испытаний сверх возможностей. Всякое испытание является проверкой чистоты человеческой души, а пока уста наши славословят Бога и призывают Его, но сердце наше не пускает Его ― Он не может посетить нас своей благодатью. В том вина не Бога, а нас.

― Спаси Вас Господи! Христос Воскрес!

― Воистину Воскресе!

― Меня зовут Светлана. Архиепископ Лука, скандал вокруг крымских храмов прокомментируйте, пожалуйста.

― Благодарю. Есть скандал, который разжигают некоторые СМИ, не знающие правды и не желающие узнать эту правду. По этому поводу епископ Климент (епископ Ирпенский Климент, председатель Синодального информационного отдела УПЦ ― ред.) четко все разложил, показал статуты, показал журналы Синодов. Ни одного журнала нет, который бы подтвердил бы слова журналистов. Мало того, описывают события декабря-января, а это почему-то всплывает в марте месяце. Все это ― «журналистская утка», которая совершенно не соответствует правде. Мне бы хотелось Вам порекомендовать: заходите на сайт нашей епархии, на официальный сайт Украинской Православной Церкви, где можно найти информацию о всех событиях, которые происходят не только в Крыму, но и во всей нашей Церкви. По крайней мере, мне вчера звонили люди из Крыма и там поминают и Митрополита Онуфрия, и поминают наш епископат, люди молятся, читают молитву о мире на нашей украинской земле.

― Владыка, читала такое, что Запорожская епархия отправляет деньги в Москву, которые там используют против Украины…Вы ответили, что Запорожская епархия не отправляет деньги в Москву. Но может быть, Вы в Киев отправляете деньги? Вот объясните это кратко и понятно, пожалуйста.

― Кратко и понятно. Каждый приход ― это отдельное юридическое лицо. Епархиальное управление ― это тоже отдельное юридическое лицо. Мы никак не зависимы и не связаны финансово с Киевской Митрополией. А соответственно не зависимы и от Московской Патриархии. Раньше, до создания Украинской Православной Церкви (в 90-ых гг. ― ред.), когда был в Украине Экзархат Московского Патриархата, деньги отправлялись в Москву, и это все четко контролировалось. И этот человек, который тогда стоял во главе Киевского Экзархата в Украине (сейчас его называют патриархом Филаретом ― ред.), он четко контролировал эти финансовые потоки. Когда же произошло разделение государства СССР и образовалась Украина, а во главе Украинской Православной Церкви уже стал Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан), перечисления прекратились.

На данный момент у нас существует так называемый епархиальный налог с приходов, который идет на содержание детского дома (20 детей), зарплаты сотрудников епархиального управления, ряд благотворительных проектов. А епархиальное управление уже ничего и никуда не перечисляет. Нет у нас такого обязательства. Ранее (до кризиса) незначительные средства перечислялась на строительство Кафедрального собора Воскресения Христова УПЦ (в Киеве на м. «Лыбидская»).

А самое смешное в этой ситуации это то, что такую ложь говорят те люди, которые покупают панагии, кресты, трикирии, дикирии, жезлы в Москве. В подтверждение моих слов рекомендую: посмотрите на их фотографии. Конечно, есть вещи, которые может сделать только «Софрино», там 30-летний опыт производства церковной утвари, и этот завод долгое время был единственный на весь европейский континент, который может производить данную церковную утварь. Но для меня, если честно, очень дорого там покупать. Я стараюсь делать необходимое в Украине, слава Богу, наши мастера научились. Сейчас также церковную утварь производят из Греции, которую можно приобрести в Киеве.

― Владыка, а почему «Софрино» продает вещи без разбора, даже людям, далеким от Церкви?

― У покупателей не просят предъявить удостоверение священнослужителя. Так и в Софрино, и в Иерусалиме и в других местах. Часто люди говорят неправду…

― Владыка, благословите!

― Бог благословит!

― Владыка, вот скажите пожалуйста, а какая перспектива Московского Патриархата в Украине?

― Благодарю Вас за вопрос. Я об этом не думаю. А по этому поводу я хочу ответить словами Спасителя о Церкви: «На сем камне созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ее». Уже 2000 лет мы являемся свидетелями подтверждения этих слов. В Священном Писании есть пример заседания Синедриона, на котором один из его членов ― Гамалиил, тайный ученик Христа, высказал мысль о том, что если учение Христа не от Бога, то оно само распадется. Поэтому эти вопросы не нам судить своим человеческим разумом, который часто «помутнен» страстями, а оставить на Суд Божий.

Вы знаете, по этому поводу хочу сказать, что есть люди, которые стараются нас разделить или стараются повлиять на то, что происходит сейчас в нашем обществе.

Перспектива Церкви Христовой одна ― это Царствие Небесное, к которому каждый из нас направляется и готовится. Мне бы хотелось вот что Вам сказать. Придите в храм на приход и попросите показать священника уставные документы прихода. У нас выложен на сайте статут Запорожской епархии Украинской Православной Церкви, где четко прописано, что мы ― Украинская Православная Церковь без всяких приставок. И если Вы уже так хотите сказать Московский Патриархат, то будьте добры, добавляйте Киевская Митрополия. Вообще, всякое разделение ― не от Бога. А разделение ― от дьявола. И первый, кто разделял, первый сепаратист ― это был дьявол. И все те, кто пытается разделять нас, кто пытается найти и навесить какие-то ярлыки, как раз и есть сепаратисты. Современное «медийное ханство» как раз и развешивает ярлыки. Хан раздавал ярлыки, чтобы князь платил дань, был ему верен и помнил, кто его «хозяин» ― это известно из истории Киевской Руси. Не хочу быть пророком, но с долей вероятности можно утверждать, что «медийное иго» мы уже сейчас испытываем. Почему-то у нас идет закабаление нашего сознания и под этим вносится изменение в наши души.

Я могу сказать одно: пока мы будем проповедовать Слово Божие, соблюдать догматы и каноны, вести народ ко Христу, наша Церковь будет стоять на твердом камне.

Давайте спасать свою душу и почаще заглядывать в нее. Что не угодно Богу ― само распадется, а что угодно Богу ― будет стоять до Второго Пришествия Иисуса Христа.

― Владыка, большое спасибо за ответ.

― Храни Господь!

1430213246 dsc 7053 result

― Владыка, Вы ― архиепископ признанной во всем мире канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Запорожская епархия много делает хорошего: и госпиталь помогла восстановить, и детям больным помогаете проект «Любовь милосердствует», помогаете переселенцам, раненым, сиротам…И многие добрые дела, которые Вы делаете каждый день обычным простым людям. Видно, что вы искренне желаете добра Украине и делаете для людей много, но все же Вы ― Московский Патриархат…

― Благодарю Вас за оценку не моих личных достижений, а за оценку деятельности всей полноты Запорожской епархии. По моему благословению, но благодаря трудам нашего духовенства и мирян мы все это делаем. Некоторые мне навешивают ярлык «православного христианина», от которого я никуда не хочу деваться, и хотел бы быть достойным этого звания. Мы часто боимся общественного мнения: что скажут о нас люди. При этом совершенно не боимся того, как мы выглядим в глазах Божиих. Главное в своей жизни ― я боюсь согрешить. Удерживаться от этого мне помогает наша вера, переданная нам через Св. Писание и Св. Предание, и сохраняемая канонами нашей Матери-Церкви.

Говоря юридическим языком, наше религиозное объединение согласно уставу и государственному свидетельству именуется «УПЦ» безо всяких приставок «МП». А если уж Вам так нравятся приставки, то добавляйте «КМ» ― Киевская Митрополия. Так честнее.

Мое глубокое убеждение, что истинным врагом нашей Родины есть тот, кто хочет войны, жаждет ее, призывает убивать, ничего не делает к установлению мира. Но придет время, и Бог все расставит на свои места.

То, что Вы говорите по поводу ярлыков. Не я их навешиваю, и не мне оправдываться. А во главу угла деятельности нашей епархии мы ставим помощь нашим ближним, выполнение Заповедей Божиих и стараться исповедовать веру Православную.

― Здравствуйте. У меня есть вопрос к Владыке Луке. Есть у прихожан много нареканий на некоторых священников. И вот у меня в связи с этим вопрос: Суд Божий, он начнется со священников? Именно с Церкви, то есть с Дома Божьего? Вот как Вы смотрите на это?

― Я понял Ваш вопрос, благодарю за него. Но Вы знаете, мы должны понимать, а что такое Дом Божий? Дом Божий ― это Церковь. Хотел бы напомнить о том, что Церковь ― это Богочеловеческий организм, а глава ее ― сам Христос. Священники и миряне ― это члены данного организма. Суд Божий начинается с каждого из нас, и неважно ― священник ты или мирянин. Предвестником Суда Божия является наша с вами совесть.

Общераспространенный наш грех ― искать соринку в чужом глазу, не замечая бревна в своем.

Если мы с Вами все говорим, что мы являемся членами этого Дома Божьего, то простите меня, если у Вас болит, например, мизинчик, то думаю, он доставляет неудобство всему Вашему организму. Вы стараетесь его подлечить, что-то сделать, чтобы он Вас не беспокоил.

Мне бы хотелось, чтобы мы могли молиться за людей, видя их недостатки, покрывать своей любовью немощи ближних. Я могу сказать четко, что у нас священники пока слышат друг друга и заботятся о своей пастве. Вот я благодарен Богу, что у нас в Запорожской епархии служат такие священники. А в первую очередь, надо смотреть на себя.

― Да, Спаси Господи, Владыка!

― Спаси Господи!

― Алло. Здравствуйте. Я бы хотел задать Владыке вопрос.

― Здравствуйте. Я Вас слушаю. Христос Воскресе!

― Да, воистину Воскресе! Владыка, вот такой вопрос. Какие у Вас сейчас взаимоотношения с владыкой Иосифом? Вот я слышал, что якобы он хотел Вас отравить…

― Я не знаю, кто и что говорит или что делает. Вы знаете, я уповаю на волю Божью, а за этого человека молюсь. Дай Бог всем нам здравия и мудрости, в разум истины прийти! Есть у св. прп. Авмросия Оптинского: «Господи, всех моих врагов знаемых и незнаемых их святыми молитвами нас спаси и в разум истины приведи!» Вот так и молюсь.

― А то мы так переживаем за Вас…

― Не переживайте. Спаси Господи!

― Добрый день. Благословите. Хочу задать вопрос Владыке Луке.

― Бог благословит, задавайте.

― Такое говорят, что я хочу спросить у Вас… Правда ли, что Вы дома принимаете на постоянное место жительство переселенцев?

― Я благодарю Вас за Ваш вопрос. У меня сейчас живут мои крестники из Донбасса, одному 3 года, второму 8 лет. Глеб, и Арсений, и их мама Анна. Моя мама живет, я тоже забрал ее из Донецка. Жил племянник с женой и с маленьким ребенком, но они сейчас уехали в Киев, там работают. Но вот чем могу ― я помогаю, как бы это не было тяжело. Потому что, будучи монахом, я привык к одиночеству. А тут все-таки маленькие дети. Но, Слава Богу, он радуют меня.

― Спаси Господи, Владыка!

― Спаси Господи!

― Здравствуйте. Меня зовут Наталья. Можно Вам задать вопрос?

― Христос Воскресе!

― Вот слышала такое, что Вы благословили Антимайдан. И сейчас все, что делаете хорошего ― замаливаете грехи… Вот что Вы на это скажете?

― Вы знаете, прежде чем говорить какие-либо обвинения в адрес человека, я на своем личном опыте стараюсь собрать информацию и найти доказательства своих умозаключений, прежде всего, прежде чем в чем-то обвинить человека. Поэтому если есть доказательства того, что я участвовал где-то, как я благословлял… Я вообще даже себе не могу это представить. Мне вот «нравится» то, что у нас сейчас происходит. Я наблюдаю сейчас ситуацию 37-го года, когда в основу всех обвинений была положена презумпция виновности. В чем она заключается? Докажи, пожалуйста, что ты не виновен. При этом весь цивилизованный мир живет по презумпции невиновности, то есть ― найдите доказательства, подтверждающие мою вину, и тогда Вы можете меня обвинить, что я виновен.

А насчет тех слухов, что я якобы благословлял Антимайдан. Я был всего лишь 1 раз на Антимайдане. Если Вы помните, что было в Запорожье 13 апреля 2014 г. на аллее Славы. Там были и представители других конфессий. Это и предствители Римо-Католической Церкви епископ Ян (Собило), и предствитель Греко-Католической Церкви о. Андрей (Бухвак). И мы все вывели тех ребят из окружения и прекратили то, что надвигалось… Мы видели, что надвигалось кровопролитие, могло пострадать очень много людей. И неизвестно, что бы произошло после этого, если бы произошло это кровопролитие, чтобы вообще было у нас в нашем городе Запорожье.

А по поводу того, что я замаливаю свои грехи… Зайдите на наш сайт hram.zp.ua, где четко написано, начиная с первых дней моего пребывания на кафедре, с января 2011 года, могу Вам четко сказать, что я делал добрые дела, делаю и буду стараться делать, и вся наша паства будет стараться делать добрые дела. И поэтому нет никакого замаливания, а есть лишь только одна молитва о мире и взывание к Богу, чтобы Господь ни в коем случае не попустил кровопролитие на нашей запорожской земле.

Еще хочу сказать: не лжесвидетельствуй. Вот те ярлыки, о которых я говорил. Не нужно уподобляться лжецам. Кто такой дьявол? В переводе с греческого ― лжец! А по поводу добрых дел… Зайдите на сайт епархии с января 2011 года и проанализируйте, что тогда, что сейчас добрые дела делались, делаются и будут делаться, пока на это есть силы, не зависимо от политической ситуации.

У Христа есть по этому поводу слова: «Меня гнали и вас будут гнать», ― поэтому благодарю Бога за скорби, но и молюсь о тех, через кого они приходят.

― Христос Воскресе, Владыка Лука! Мы Вас очень уважаем, любим! Скажите, пожалуйста, когда у нас в Украине будет мир? Беспокоит прихожанка Покровского собора.

― Воистину Воскресе! Спаси Господи за Ваш вопрос! Когда в наших сердцах появится любовь, тогда у нас и наступит мир. Все это зависит от нас. Мы говорим, что это не наше дело, наша хата скраю и так далее… Пусть об этом думают политики, экономисты, программисты и так далее, но не мы… Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас просыпался утром и думал: «А что я могу сделать доброго для того, чтобы установился мир на нашей земле?» Ведь мир начинается с нашего сердца. И если с нашего сердца будет исходить вот этот ручеек мира, любви, сострадания ― а такие ручейки будут сливаться в громадную реку мира, которая омоет нашу землю живительной влагой, но ни в коем случае не кровавыми слезами. Распространяйте Любовь на нашей земле ― и тогда будет мир.

― Мы по Вашему благословению каждый вечер в 9 часов молимся за мир. Спасибо Богу, что Вы у нас есть, всего Вам хорошего! И Ангела Хранителя Вам!

― Спаси Господи! Будем усиливать наши молитвы.

― Меня зовут Евгений Петрович. Алло, благословите, Владыка! Хочу задать вопрос.

― Бог благословит! Христос Воскресе, Евгений Петрович!

― Воистину Воскресе! Владыка, с какими конфессиями Вы дружите как УПЦ Московского Патриархата на данный момент?

― Как раз в первом Страстном Евангелии читаем о том, что Христос говорит апостолам: «Откуда узнают, что вы Мои ученики ― по тому, что любовь будет между вами». Мы ни с кем не воюем, ни явно, ни тайно. Мы просто стараемся показать красоту нашей православной веры. Простой пример ― Трапеза единомыслия. Я пригласил все конфессии, которые есть у нас в Запорожье, и они пришли. Наши интеркультурные мероприятия, которые мы проводим. Опять же наши добрые дела, например «Любовь милосердствует» ― мы помогаем детям, не интересуясь их вероисповеданием. Поэтому я ни с кем не веду войны, но то, что для меня очень больно и тяжело, может быть, я исповедуюсь Вам ― мне тяжело общаться с людьми, которые лгут, которые говорят неправду. Вот когда человек это делает, мне тяжело с ним общаться. Но и в то же время моя медицинская специальность накладывает отпечаток на мои действия. Я смотрю на этого человека как на больного, который нуждается в помощи, и стараюсь молиться за него.

― Спаси Господи, Владыка!

― Спаси Господи!

― Здравствуйте, Владыка! А правда ли, что в своем близком окружении Вы осуждаете действия Украины и поддерживаете сепаратистов ДНРовцев?

― Да, здравствуйте! Вы знаете, мне бы очень хотелось пригласить Вас в свое близкое окружение, чтобы Вы были сами свидетелями тому, с кем и о чем я говорю. Я общаюсь с очень многими людьми, стараюсь пользоваться тем христианским принципом, что Бог осуждает грех, но не осуждает грешника. У нас очень много тем в близком окружении, которые мы обсуждаем, о которых мы говорим. Некоторые темы вообще не подымаем, потому что это может вызвать нестроение в душе человека. И тем более, какой будет пример, когда я на амвоне говорю одно, а в близком окружении я буду говорить совершенно другое? Для меня это страшно, я боюсь этого. Потому что перед Богом мы будем отвечать, в первую очередь, за то, какой мы дали пример для своих близких. Общаясь с людьми, я убеждаюсь в том, что никто не хочет продолжения войны, все хотят мира. По этому поводу мне вспоминается народная мудрость о ссорах в семье ― муж и жена помирятся, а ты, поддерживая ту или иную сторону, останешься виноватым. Как священнослужитель я должен быть над этим. Поэтому я стараюсь помогать нуждающимся, не разбираясь в их мировоззрении. Поэтому те, кто такое говорит, они ошибаются, они никогда не были в моем окружении. Кто находится в моем окружении ― этого не скажет. Спасибо за Ваш вопрос.

― Были ли случаи, когда запорожские священники проводили агитацию против мобилизации?

― Я таких случаев не знаю. По крайней мере, где бы я не бывал, я говорю, что священник не имеет права этим заниматься. И в марте, и в августе 2014 г. мы даже поэтому поводу дважды собирались, были общеепархиальные собрания, где согласно Уставу, была представлена полнота Запорожской епархии УПЦ, где мы четко заявили, что священники не имеют право заявлять это или делать какие-либо политические заявления. Наши священники присутствуют на мероприятиях, проводимых в воинских частях. Я не знаю таких случаев.

― Здравствуйте. Ходят такие слухи, что якобы в церкви на Малом рынке в Запорожье священники призывают молиться за Россию…

― Мне бы хотелось посоветовать Вам не собирать слухи, а прийти в храм и помолиться, послушать, какие молитвы священники читают за богослужениями, о чем говорят. Мы единогласно приняли со священниками то, что не имеем права какие-либо политические призывы давать особенно в эту годину нестроений, которую мы сейчас переживаем. Вся полнота Церкви молится ― это и в России, в Европе, в Казахстане, в Белоруссии молятся за мир в Украине. Мы общаемся с этими священниками, переписываемся, поддерживаем общение. Молимся одной молитвой ― о мире на нашей украинской земле. Кроме этого, по моему благословению ежедневно в 21:00 клирики и прихожане читают молитву по соглашению о мире в Украине. А молитву о мире в Украине в печатном виде в формате карманной иконки или настольных календариков епархия активно и бесплатно распространяем уже несколько месяцев. Поэтому если Вы знаете, пожалуйста, четко скажите мне, такой-то, такой-то священник это делает. Я тогда буду вызывать, разбираться с этим священником. Но я думаю, что это чьи-то разговоры.

― Владыка, как эта война затронула Ваших близких с учетом того, что Вы сами из Донецка? Но Вы уже частично ответили… Я помню, Вы рассказывали, что Вы несколько месяцев не могли маму забрать из Донецка…

― Но мама не хотела… Пока она не просидела 3 дня в ванне под бомбежкой… 4 марта 2015 г. я сам был в Донецке. И я могу показать на телефон свой разрушенный дом…

― То есть дом, где жила Ваша мама ― пострадал…

― И где мама, и где брат мой родной жил…И где мой племянник жил… Но много там осталось людей, которые мне близки…

― Алло, Христос Воскресе! Это отче Лука? К Вам обращается раба Божья Ирина. Такое есть предложение и пожелание, чтобы в школах ввели предмет «Христианская этика». Посмотрите на людей в Западной Украине, там люди более верующие, чемные, культурные…

― Воистину Воскресе! Это архиепископ Лука. Я благодарю за Ваш вопрос, Ирина. Мне бы очень хотелось привести пример. Хорошо интернет или плохо? Некоторые говорят: категорически плохо, надо его запретить, надо его убрать. А я говорю: интернет ― это хорошо. Почему? Некоторые удивляются. Я говорю: нож берете в руки, ножом можно порезать хлеб, сделать операцию, спасти жизнь человеку, но ножом можно забрать жизнь, убив человека. От чего это зависит? От того, в чьих руках находится нож. Кто является пользователем интернета? Что ты ищешь там, в интернете? Если ты ищешь для себя полезное, то ты и делать будешь полезное.

Я очень Вас прошу ― помогите нам. Мы обращаемся к руководству области с просьбой, чтобы ввели этот предмет. Не все станут вундеркиндами, главными инженерами, руководителями заводов и так далее… Но каждый из нас ― это гражданин нашей страны! И мы должны думать о нравственном состоянии наших граждан. А когда чиновники от образования заявляют, что у нас на нравственные предметы нет времени и нам не надо платить за это деньги, то это ― еще одна из причин, почему мы терпим все эти беды, которые у нас происходят в обществе. Как раз отсутствие нравственного стержня, который мы не создаем в школе, в образовательной системе. Я Вам даже могу привести медицинские примеры, сравнивая, как изменяется состояние здоровья в зависимости от того ― верующий или неверующий человек.

― Так Владыка, куда нам позвонить, чтобы поддержать этот вопрос?

― Собирайте людей, собирайте подписи людей в отдел образования Запорожской ОГА, в наш облсовет, к нашим областным народным депутатам, чтобы они предусмотрели в областном бюджете следующего года финансирование проведения в школах уроков нравственности. Пожалуйста, обращайтесь по этому поводу. И это не священники будут преподавать, а преподаватели, которые получили специальность «преподаватель основ христианской этики». На это существует государственная лицензия, этот предмет прошел государственное лицензирование. Есть программа, таких специалистов готовят наши вузы.

― Хорошо, Владыка. Спасибо.

― Спасибо Вам за вопрос!

― Владыка, вот 1 октября 2014 г. Вы не присутствовали на Кушугумском кладбище в Запорожье, когда проводили отпевание 54 неизвестных участников АТО, потому что Вы были…

― Меня пригласили, я был в Конотопской епархии УПЦ на богослужении, сослужил Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию.

― Но вот мы знаем, что по канонам Вы не имеете права проводить обряды вместе с представителями других конфессий. Но многие, кто это прочитали, они расценили это как то, что лично Вы не захотели быть там с епископом Яном (Собило) РКЦ и представителями Киевского Патриархата. Но вот объясните…

― Во-первых, мы живем по канонам, которые я не имею права нарушать и согласно этим канонам Церкви я не имею права совершать богослужение с представителями других конфессий, мы можем общаться, но не молится. Во-вторых, я благословил быть на кладбище 1 октября 2014 г. наших священников, которые после всех совершили поминальное богослужение, то есть мы отдельно отслужили после всех. И как свидетельство того, что я молюсь за этих людей ― 20 апреля 2015 г. был тоже на Кушугумском кладбище, и мы совершили заупокойную литию.
Сейчас пытаются строить правовое государство, правовое с земными законами, но почему-то не задумываются о законах Церкви, установленных самим Богом, думая, что их можно нарушить или вообще не замечать, но это не значит, что их нет. Вот еще один источник проблем в нашем обществе ― двойные стандарты.

― Все же хочу для себя выяснить. Если бы Вас все же пригласили на освящение этого креста, Вы бы освятили этот крест?

― Отдельно ― да.

― Здравствуйте, меня зовут Сергей, могу я Вам задать вопрос?

― Да, здравствуйте, конечно, это архиепископ Лука, прямая линия.

― Когда, наконец, объединятся Киевский и Московский Патриархат? Ведь по большому счету народу все равно, в какие церкви ходить, мы молимся единому Богу. А патриархаты ― это уже политика…А сейчас тем более мы не хотим ходить в Московский Патриархат из-за Путина и войны, в которой Московский Патриархат замешан. Многие люди ждут создания в Украине Единой Поместной Православной Церкви. Когда это произойдет?

― Когда в Украине будет Единая Поместная Православная Церковь? Смотрите, Единая Поместная Православная Церковь в Украине существует уже очень давно. Потому что то, что называется Украинской Православной Церковью, я могу рассказать историю нашей Церкви, начиная от Иисуса Христа. Юридических, финансовых и материальных мы не имеем обязательств перед Московским Патриархатом, кроме единого исповедования веры через молитвенное общение.

Сейчас в материальном мире соответствие стандартам ISO дает мировое признание, точно также признание всеми Поместными Церквями ― это один из стандартов правильности Церкви. В Украине единственная признанная в мире Православная Церковь ― это Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием. А теперь внимание ― она и есть та самая Единая Поместная Православная Церковь в Украине. УПЦ самостоятельна и независима в решении своих юридических, канонических, правовых и любых других вопросов. Она ни перед кем не имеет финансовых обязательств. Эта Церковь и есть Церковь верующего православного народа нашей страны.

РПЦ признана во всем мире в составе Единой Соборной Вселенской Церкви, объединяет в себе людей, исповедующих православную веру не только города Москвы и регионов РФ, но и православных верующих Казахстана, Беларуси, Молдавии, Европы, Америки, Азии, в т.ч. и Украины. Путин является главой РФ и ее граждан, а ни в коем случае не МП, объединяющего в молитвенном общении половину цивилизованного мира.

Что касается тех людей, которые отпали от нее и когда они вернутся в Единую Вселенскую Церковь, я думаю, «сего дня ни часа не знает», но мне бы хотелось сказать, что все ― в руках Божьих. И если мы положимся на волю Божью, мы знаем, что даже волос с нашей головы не может упасть без воли Божией. Поэтому можно четко сказать, что когда это будет угодно Богу, тогда это и произойдет. Я как иерарх Церкви, вся наша паства, мы молимся на каждой Литургии, чтобы Бог исцелил кровоточащую рану раскола на теле нашей Православной Церкви.

По поводу того, что многие люди ждут создания в Украине Единой Поместной Православной Церкви, то мне бы очень хотелось отправить Вас на сайт нашей епархии, и там в годовом отчете я привожу анкетирование среди духовенства. И почему именно духовенства, потому что фактически если здоровый приход, то он живет теми идеями, теми мыслями, которыми живет и священник. Подавляющее число духовенства Запорожской епархии УПЦ считает нынешнее устройство церкви приемлемым и достаточным для исполнения главной миссии Церкви. А главная миссия Церкви ― это человека из гражданства земного перевести в гражданство Небесное, то есть привести в Царство Небесное. В то же время опрос мирян Запорожской епархии УПЦ еще не проводился, и также не было такого опроса священников и мирян на общецерковном уровне.

По высказыванию «людям все равно, куда ходить» для сравнения приведу пример. Вы зашли в храм Божий. Вы молитесь, священник совершает богослужение. И какое-то чувство особое теплоты ложится на Ваше сердце. Почему? А это и есть прикосновение благодати Божией. И представьте, Вы находитесь в театре: тот же интерьер, и люди на сцене в таких же одеждах, как священники… Даже такие же слова произносят. Но сердце такой теплоты не испытывает. Почему? Да потому что нет благодати Божией. Вот что очень важно. Поэтому тот домысел, что все равно где молиться, он теряет всякую основу.

Следующее ― это разделение на своих и чужих. А это очень опасно. Посмотрите, как вела себя Римская Католическая Церковь во время второй Мировой войны. Как вела себя Лютеранская Церковь в Германии во время Второй мировой войны? Чью позицию занимали эти конфессии? При том что, например, в Германии, подавляющее большинство населения поддерживало Гитлера. Но Лютеранская Церковь выступила против. И поэтому священники-лютеране очень пострадали. Были страшные гонения. Посмотрите, какую позицию занимает Англиканская Церковь, когда англичане и ирландцы между собой яростно враждовали? Она ни в коем случае не занимает чью-то позицию. Она призывает к миру, молится о мире.

― И Вы сейчас занимаете, по сути, такую позицию…

― Да. И юридически мне бы еще раз хотелось подчеркнуть, что нигде в уставных документах нет понятия, что мы ― Московский Патриархат. Во всех юридических документах написано: Украинская Православная Церковь. В каноническом смысле ― единственная, которая признана всеми Поместными Церквями.

― По традиции, меняется Президент в Украине и меняется отношение к конфессиям… На данный момент мы наблюдаем, что на каких-то массовых мероприятиях и вот Департамент культуры, религии и национальностей ОГА Вас не приглашает… Вас это обижает? Как бы Вы прокомментировали сейчас такое отношение власти к Вашей конфессии…

― У нас есть первое лицо области ― губернатор Григорий Самардак. И я не могу сказать, что здесь есть какое-то напряжение между нами. Но хочу сказать этим людям, которые делают некоторые вещи, которые можно расценить как сепаратизм: разделение на своих и чужих ― это мне пришлось в 2010 году это испытать на себе. И я наблюдал, как после того, как поменялся ветер, и он надул много не очень потребного…

― То есть до 2010 года к Вам по-одному относились, а после 2010-го – по-другому…

― Да, именно так. Я стараюсь быть ровным со всеми. А для меня самое главное ― не согрешить перед Богом. Меняются эпохи, меняется смысл жизни, мировоззрение, но Христос во все времена был один и тот же. И вот об этом я стараюсь говорить. Меня приглашали ― я приходил. Не приглашают ― ну, Слава Богу, я буду тратить свое драгоценное время на добрые дела.

― Я была и на установке креста на кладбище Кушугум, и 20 апреля во время литии, когда Вы служили. Меня поразило на первом мероприятии охапки цветов под этот крест, а не на могилы. Мне понравилось, что священники и миряне Запорожской епархии УПЦ разнесли цветы по могилам, убрали их… Потом, несмотря на влажную почву, Вы обошли все могилы и окропили их святой водой. Это личное такое наблюдение. Спасибо, я получила большое душевное удовлетворение и как человек, и как журналист, и как патриот. Было странно потом, когда некоторые журналисты, не разбираясь просто в богослужебных церковных делах, написали, что крест освятили все конфессии… Это неправда, Вы не освящали этот крест.

― Да. Я не освящал этот крест.

― Меня зовут Елена. Владыка, как Вы относитесь к тому, что Патриарх Кирилл открыто поддерживает власть президента Путина? И даже дал орден журналисту Д.Киселеву, который на российском ТВ разжигает межнациональную ненависть и сеет ложь и братоубийство. Как можно дать такому человеку орден от Церкви за заслуги? После такого многие верующие в Украине вообще перестали ходить в церкви Московского Патриархата.

― Я не имею морального права обсуждать или осуждать действия иного лица, тем более Первоиерарха Церкви, без присутствия оного, т. к. это с моей стороны будет выглядеть как клевета и сплетни, а мое сугубо личное мнение будет преподнесено как официальное мнение УПЦ. Подобные вопросы необходимо обсуждать в дискуссии с человеком, но не за глаза.

Мотивацию Патриарха Кирилла по поводу награждения Д. Киселева орденом я не знаю. Но уверен в том, что это никак не связано с его антиукраинской деятельностью. Если бы Патриарх поддерживал антиукраинские настроения в России, то он бы не давал благословения о том, чтобы во всех церквях и монастырях РПЦ молились о мире в Украине одной и той же молитвой о мире и прекращении братоубийственной войны.

По поводу многочисленного оттока верующих. Я не могу с Вами согласиться. Если из церкви и ушли люди, то это уж точно не верующие. Тот, кто верит больше СМИ, а не Богу, тот верующим называть себя не может. Человек веры готов жизнь свою отдать за Бога, он пойдет на все, лишь бы не отпасть от Церкви. Ни пытки, ни муки не страшны такому человеку. Для него страшно только одно ― остаться вдали от Христа. Пасхальные богослужения показали, что в храмы пришло людей более, чем в прошлом году. Священники также не подтверждают факт, что уменьшилось количество прихожан. Даже наоборот. В тяжелые времена человек всегда искал помощи у Бога. Это происходит и сейчас. Просто идет очищение Церкви.

― Владыка, меня зовут Вера. Христос Воскресе! Епархия делает много добрых дел, как можно стать волонтером Запорожской епархии УПЦ?

― Ничего сложного в этом нет: можно обратиться к любому священнику с предложением помощи; обратиться в канцелярию Запорожской епархии УПЦ по почте или по телефону, через сайт со своим предложением; позвонить по телефону доверия руководителю социально-благотворительного отдела Ирине Викторовне Марущак на волонтерский телефон Запорожской епархии (050) 609 5859. Если Вы хотите оказывать помощь тяжелобольным людям, можете обратиться в храм иконы Божией Матери «Целительница» при 5-ой горбольнице к благочинному больничного благочиния Запорожья протоиерею Олегу Плетню и пройти курсы паллиативной помощи. Возможностей масса ― было бы желание.

Единственное, чего всегда не хватает при проведении того или иного проекта ― «рабочих рук». Обращайтесь с предложениями, указывая кто Вы, чем занимаетесь, какую часть своего времени и скажем так «трудовых ресурсов» Вы могли бы пожертвовать на благо других. Мы рады помощи каждого неравнодушного человека.

― Владыка Лука, а какая у Вас мечта?

― Стратегическая ― унаследовать Царствие Небесное. Тактическая ― не потерять возможность помогать людям, не охладеть к ним, оберегать и умножать вверенную мне паству Христову. Христос Воскресе!

Источник