«Не могу бороться с гневом, все труды бесполезны». Как убрать внутренний жир своей души

В наше время трудно терпеть. Мы живем в очень суетную эпоху, когда все должно быть здесь и сейчас. И кругом нам обещают быстрый результат: в фитнес-клубах, на курсах иностранных языков, в группах ускоренного обучения – повсюду. Но у человеческой души свой ритм. Почему не стоит ждать быстрых изменений – архимандрит Андрей (Конанос)

Знаешь, сколько лет преподобный Аммон ждал избавления от гневной страсти? Восемь! И все это время он продолжал гневаться, но каждый день молил Бога об избавлении от гнева, снова и снова вступал в борьбу. Снова и снова молился, снова и снова ждал, терпел. И по истечении восьми лет Господь наконец освободил его от этой страсти.

А теперь представьте, как через семь, к примеру, лет духовных подвигов преподобный Аммон вдруг теряет всякую надежду и в отчаянии говорит: «Всё. Больше не могу. Не могу бороться с гневом. Я жду уже семь лет, а все мои молитвы и труды бесполезны. Сколько можно? Все равно ничего не получается». Нет. Авва Аммон потерпел еще год, и вот тогда Бог освободил, исцелил его, после чего душа его успокоилась и больше никогда гнев не овладевал им.

А ты – гневаешься? Гневаешься. И я тоже – иногда. Не сильно, но гневаюсь. А хотел бы ты, чтобы и с тобой произошло такое чудо, как с аввой Аммоном? Тогда начни молиться об этом прямо сегодня – с надеждой и терпением. Проси Господа, чтобы Он избавил тебя от гнева. Молись об этом на каждой Литургии. И больше не спрашивай меня, чем можно заняться в церкви. Займись вот этим. Гневаешься – значит, ходи в храм каждое воскресенье, молись, повод есть, и серьезный. «Господи, даруй мне кротость и спокойствие. Сделай так, чтобы я не раздражался на своих близких, чтобы мои дети не смотрели на меня с ужасом, чтобы жена не переживала, чтобы я не отравлял нашу домашнюю атмосферу своими нервами и криками. Господи, избавь меня от гнева!»

photo-1557148353-009729a39979-600x400

Да, ты молился об этом, знаю. Но сколько раз? «Сколько же можно о таком молиться?!» Долго. Преподобный Аммон, например, молился восемь лет. А ты – сколько? Сколько лет ты просил Бога: «Господи, избавь меня от этой страсти!»? От гнева, ярости, блуда, пьянства, курения, воровства, лжи, любопытства… Что беспокоит тебя – о том и проси, проси с надеждой и терпением. А знаешь, почему в этих вопросах ты должен проявлять терпение, подобно авве Аммону и прочим святым? Потому что Тот, от Кого ты ждешь ответа, не какой-то случайный прохожий, а Сам Господь Бог, Который никому ни разу не солгал и всегда был верен Своим обещаниям и любви. И Он обязательно откликнется, поможет, и ты станешь спокойнее ягненка. Не будешь ни гневаться, ни пить, ни курить – избавишься от всех своих страстей, превратишься в другого человека.

Но нужно терпение, нужна молитва. И супруга твоя изменится в лучшую сторону. Только не спеши. Не жди, что прямо сегодня все резко станет лучше. Твоя жена не за месяц стала такой: она прожила целую жизнь. У нее – характер, черты которого формировались годами. Древнегреческое слово χαρακτήρ так и переводится: «черта, знак, примета». Эти черты развиваются с детских лет. Нельзя изменить характер за один миг. Некоторые супруги пытаются поставить здесь какие-то временные рамки: «Всё, если за год ничего у нас не изменится, – развод!» Погодите, погодите, дети мои. Какой такой развод? Ждите, терпите. «Да как можно это терпеть, отче?» Но ведь речь идет о характере! А он быстро не меняется. Так что жди.

Помню, один мой знакомый вынужден был соблюдать диету. И доктор объяснил ему, что так называемый внутренний жир сгорает медленнее, чем подкожный, поэтому даже на диете последние килограммы убрать труднее, чем первые. Почему так? Потому что внутренний жир копится в нас десятилетиями. И с помощью диеты мы возвращаемся назад, стараясь избавиться от набранного в течение многих лет веса. Например, человек весит 90 килограмм и хочет похудеть до 80. Но 80 килограмм он весил очень давно – много лет назад. Сколько времени прошло! И вот теперь, для того, чтобы вернуться к своему первоначальному нормальному весу, необходимо сжечь внутренний жир. А это непросто.

То же самое и с нашей душой. Она накопила свой внутренний жир. Страсти создали в ней такую прослойку, от которой трудно избавиться.

Нужно проявлять терпение и в отношении близкого человека. Пусть он подумает, пусть решает, пусть даже уходит, если хочет – как в переносном смысле (то есть отгораживается, закрывается), так и в прямом, если по-другому не получается. Да-да, пусть уходит! Пусть немного поживет у родителей, или ты сам поживи у родителей немного, съезди один куда-нибудь ненадолго. Подумаешь, успокоишься.

Нельзя требовать любви от другого человека, нельзя требовать уважения. Это не приходит через силу. Только – по свободной воле. Поэтому дай человеку время и пространство. И проявляй терпение.

Ты сказал мне замечательные слова про девушку, которая ушла от тебя к другому. Помнишь? «Я так любил ее. Но ведь насильно мил не будешь! Невозможно ни одной женщине приказать: «Люби меня, я так хочу!» Поэтому я отпустил ее. Да, я по-прежнему люблю, и мне больно. Но я терплю, я молюсь».

Идеальная реакция. И вот увидишь, любимый человек тоже изменится! Если этого захочет Бог и если твоя любовь – настоящая. Если терпишь с любовью. Придет время, и человек поймет, что нигде больше ему не найти такой прекрасной любви, как твоя, и – вернется. Пусть сейчас твой супруг или ребенок, покинув тебя, пытается где-то еще обрести такое же тепло, такую любовь. Он найдет лишь суррогаты, фальшивые слова, случайные связи, отношения по расчету – и в итоге вернется к тебе. Если только ты по-прежнему будешь ждать его. Будешь?

Помните, как обрадовался Одиссей, вернувшись к Пенелопе? Каким трогательным было их свидание! А представьте, если бы он пришел и увидел, что она вышла замуж за одного из тех женихов, что просили ее руки! Нет, Пенелопа ждала его. И он, в свою очередь, ждал, терпел. И, выдержав длительное, опасное путешествие, был вознагражден за свое терпение и любовь. Именно так: за терпение и любовь.

2313644-37 b-600x400

Вернулся и блудный сын. Отец ждал его, терпеливо ждал. И глядя на дорогу, не переставал любить и скучать, любить и ждать. И случилось чудо.

В наше время трудно терпеть. Мы живем в очень суетную эпоху, когда все должно быть здесь и сейчас. И кругом нам обещают быстрый результат: в фитнес-клубах, на курсах иностранных языков, в группах ускоренного обучения – повсюду. Сейчас столько кухонной техники – раз, и готово, еда за пару минут. А если нужно подогреть – пожалуйста, вот микроволновка.

Все сейчас делается очень быстро, молниеносно. И тут Бог вдруг говорит: «Это хорошо, что ты так много всего успеваешь. Но у человеческой души свой ритм – как сотни, тысячи лет тому назад. Тот ритм, который Я задал ей, создавая тебя, дитя Мое. И здесь ничего не изменилось».

Изменения в душе требуют большого терпения. Чтобы увидеть исполнение Божественных обещаний, необходимо ждать. А Господь обещал много! И то, что Он обещал, непременно исполнится. Например, Бог сказал нам: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Тот, кто плачет сейчас, рассмеется потом. Только нужно пояснить, какой плач имел в виду Христос. Он не имел в виду те слезы, которые ты проливал вчера, поругавшись с близкими. Думаю, ты и так это знаешь. Ведь большинство из нас плачет именно в такие моменты – когда мы сердимся. Но не о таких слезах говорил Господь. Он имел в виду смиренные слезы, которые человек проливает, будучи, к примеру, оклеветан. Ты плакал когда-нибудь по такому поводу? Не от злости, не от того, что задели твое «я» и вышло не по-твоему – нет. От того, что на тебя возвели напраслину. Плакал ты когда-нибудь из-за клеветы? Был такой святой, который плакал именно поэтому: св. Нектарий Эгинский. Сколько слез он пролил в своей комнатушке в Афинах, наслушавшись о себе всякого! Ведь св. Нектарий был живой человек, у него было не каменное, а настоящее, живое сердце. И конечно, он плакал. Оклеветанный, оговоренный – плакал и терпеливо ждал, когда справедливость восторжествует. И дождался. Когда же?

К сожалению, при жизни – лишь отчасти, но после кончины Господь полностью оправдал его: предстоятели Александрийской Церкви принесли покаяние за свое обхождение со святым. Столько лет он ждал этого, и наконец Господь оправдал его! А при жизни св. Нектарию пришлось испить чашу, полную страданий. Хорошее отношение он видел лишь со стороны простых верующих, которые всегда его любили. Но он терпел, и потому теперь его часто называют терпеливцем. Подожди и ты – увидишь, однажды твои слезы превратятся в драгоценные сияющие камни.

Что еще обещал Господь? «Кто последует за Мной, еще на земле увидит райское блаженство. Я войду в сердце человека, и Святая Троица посетит того, кто при жизни возлюбил Меня».

– Где же все это? – спросишь ты. – Я не чувствую в себе Бога.

Да, но ждешь ли ты этого – с терпением и подвигами? Ждешь? Сколько? Здесь требуется много времени. Не дни, не месяцы, а годы, много лет. Дай в себе место Христу, пусть Он войдет в тебя. Только место для Него должно быть свободно всегда, постоянно, а не время от времени.

На Афоне есть такая традиция: новопостриженный монах получает в дар икону святой Ипомони, чье имя так и переводится – «терпение». Почему? Потому что монаху терпение необходимо. Вся его жизнь – одно большое терпение. Ведь жизнь эта монотонна и, на первый взгляд, однообразна: каждый день ранний подъем, затем утренняя служба, молитвенное правило, поклоны, четки, опять служба… Нет, все это прекрасно и, конечно, отнюдь не однообразно, но определенная монотонность здесь несомненно присутствует. Так вот, для того, чтобы жить такой жизнью, необходимо терпение. В чинопоследовании монашеского пострига так и говорится: «Стяжи терпение». Терпение, огромное терпение – необходимо.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Источник