«Зациклиться на проблеме», «застрять в ситуации», «пластинку заело». Кому не знакомо состояние, когда пусть даже небольшой конфликт, вспыхнув на несколько минут, обретал новую, гораздо более насыщенную жизнь уже в нашей голове? «Я бы так ему ответил, и то ещё припомнил, и вот так бы припечатал...»
Блокировать изнуряющие внутренние диалоги с оппонентом и выруливать на конструктив учимся по инструкции, оставленной нам святыми отцами.
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт наступающий день...» Так начинается замечательная молитва Оптинских старцев. Как бы нам всем этого хотелось! Но в реальности часто происходит совсем иначе.
Чуть только на наших господина Самолюбина и госпожу Тщеславину хотя бы тень упадёт, мы тут же бурно реагируем. Даже если не ответим словом или делом, то в душе уж точно разразится настоящая буря. И долго ещё потом в голове звучат её отголоски: мы до изнеможения продолжаем мысленно «участвовать» в зацепившем нас случае.
Но от такой вовлечённости никакого нет толку: лишь потраченные силы и время. Ведь сколько ни прокручивай в уме ситуацию — она не изменится, и понимания не прибавится. Наоборот, вся энергия уходит на эмоциональное участие в конфликте, и ничего другого в такие моменты человек, как правило, делать уже не может.
Ко всему прочему «прокручивание» провоцирует не лучшие наши проявления. Со дна души поднимается вся пена, которая в нас есть: осуждение, гнев, злопамятство, желание отомстить, отыграться. Пусть ничего из этого, как люди социальные, мы не реализуем, но это мало того, что грех, так и для нас самих — мучение, да ещё какое! Поистине «мильон терзаний»...
Но что же, вовсе «ни о чём таком» не задумываться? «Не рефлексировать», как советуют друзья? Как раз нет. Рефлексия — важнейший инструмент самоисследования, осмысление, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей и поведения. Умение давать себе отчёт в собственной жизни — что само по себе очень ценно, а особенно в трудной, конфликтной ситуации. Но должно присутствовать именно осмысление, но никак не «эмоциональная вертушка».
Единственно конструктивный путь предлагают нам святые отцы: перенаправить внимание с «обидчиков» на себя самого. Почему эта ситуация для меня оказалась трудной, какие мои страсти в ней задействованы? Какие немощи мои не дают разрешить проблему так, как хотелось бы? И главное: «во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой» (из молитвы Оптинских старцев).
Только в такой рефлексии — в осмыслении ситуации в свете святоотеческих правил и евангельских заповедей — рождаются в человеке прекрасные, бесценные качества: самоукорение, смирение, пропадает пафосное отношение к себе. Приходит опыт духовный, который и есть мудрость — способность смотреть на всё, что происходит в жизни, как на посылаемое от Господа.
Если научимся так видеть свою жизнь, конечно, она будет совсем другой. И мы будем другими.
Почему монахи исповедуют помыслы? Потому что мысли — это истинная жизнь нашей души, то, что на самом деле в нас происходит. Они — первая часть греха, его самое начало, истоки.
Человек не может прокручивать в уме помыслы ненависти и излучать при этом терпение, смирение и любовь. Мы никуда не можем спрятать то, что у нас внутри. И люди не столько слушают, что мы говорим, сколько без всяких перцептивных барьеров «считывают» глубинный посыл — чувство, с которым к ним обращаемся.
Конечно, хорошо, если получится не проявлять агрессию внешне: не сказать и не сделать ничего плохого. Но если не приводить мысли в порядок, это рано или поздно произойдёт. Без исследования себя, без правильного «самокопания» любая мелочь сможет нас обмануть, подпитывая, например, тщеславие: вот какая я молодец — могу промолчать, не ответить грубо...
Но нас интересует главное: что у нас внутри? Спокойно ли на совести, мирно ли в душе? А зависит это исключительно от того, как мы воспринимаем реальность. Не какова реальность, а как мы к ней относимся. Обращаем ли всё происходящее себе на духовную пользу, или так и хлещет поток наших сил, который мы могли бы на своё возрастание потратить, а вместо этого смешиваем его с мусором страстей и пускаем на ненужные эмоции.
Как помочь себе, если видишь, что после ссоры начинается в голове та самая цепная реакция определённого рода помыслов? Самым действенным тут может быть средство, о котором Оптинские старцы много говорили: самоукорение, способность увидеть свой собственный вклад в проблему. Иногда в конфликте мы бываем и не виноваты, но как важно сказать себе, что не «меня разозлили», а «я разозлилась», не «меня обидели», а «я обиделась». Действительно, почему я не могу стерпеть этого, ведь я христианка? Меня же терпят со всеми моими отягощениями! Если не могу всех любить, то хотя бы буду всех терпеть...
Наши ближние посылаются нам для нашего спасения. И никогда мы не дождёмся, чтобы они нас только утешали, возливая тем самым «вино и елей» на наши многочисленные страсти. Нет! Наоборот, каждый день невольно они будут наши немощи выявлять: какие мы нетерпеливые на самом деле, ропщем и гневаемся, когда вышло не так, как хотелось.
Вот за это и надо себя укорить; не только за то, что ситуация возникла из-за меня, но что я не смог принять её по-христиански. И вместо негодования на «обидчика» сказать себе: «Я сам способен на что угодно, если Господь отступит. Могу упасть, и не так, как этот человек рядом со мной, а вообще неизвестно до какого предела опуститься».
Если сквозь такую призму смотреть, окажется, что ситуаций выше сил Господь не даёт, но посылает ровно столько, сколько мы можем выдержать.
Когда в человеке происходит правильная внутренняя работа, тогда актуализируются в нём радость о Господе и любовь, и Царствие Небесное, которое внутрь нас есть, всё больше поднимается из-под завалов страстей. А завалы эти разгребаются внимательным отношением к себе, очищением ума — чтобы никакая страстишка наша, никакая немощь даже в помыслах незамеченной не прошла. Не чтобы мы в отчаяние впадали — как это я, такой хороший, мог так поступить! — но видели, понимали: да, сейчас я был неправ; если возможно, просили прощения.
Тут же можно покаяться, Господа на помощь призвать. Но не со словами «накажи, Господи, человека, мне досадившего», а «помоги, Боже, справиться с моим нетерпением, тщеславием, гордыней». Когда научимся мыслить так, то, как пишут святые отцы, постепенно грубые проявления будут проходить, сквозь дебри начнёт пробиваться радость, и вот уже ты понимаешь, что никто перед тобой не виноват, но всему виной только твоё неумение правильно относиться к жизни и к людям — одного потерпеть, второго пожалеть, третьего пригреть, четвёртого утешить, сказать слово ободряющее, помолиться о них. Всё это приходит с духовным опытом, исключительно путём работы над собой с Божией помощью.
Вообще все впечатления, которые поступают из мира, мы обязаны так воспринять, чтобы они стали нашим духовным опытом, а не ядом, разъедающим душу. В этом — наша ответственность.
Вспомним праведников, практически современников наших... Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) или отец Павел (Груздев) — люди, претерпевшие гонения за Христа, прошедшие лагеря, тюрьмы — что за жизнь у них была! Но какими все их помнят? Всегда радостными, любвеобильными. Весь тот ужас, который их в богоборческие времена окружал, они не восприняли как незаслуженную обиду и к своим мучителям ненависти не накопили, но с доверием Христу, со смирением, то есть с осознанным терпением всё перенесли и получили бесценный духовный опыт. И вот как раз в них Царство Небесное так сияло, что просто слепило глаза.