Cвященники Украины о ситуации в стране

Украинские священнослужители – плоть от плоти своего народа. Народа многоликого, в котором неизбежно присутствует разномыслие относительно различных вопросов. Но в эти дни испытаний, выпавших на долю Украины, люди по всей стране мечтают об одном: чтобы огонь взаимной ненависти наконец угас

Пастыри, мнение которых мы спросили, представляют различные регионы страны, и читатель может почувствовать разные (хоть и едва уловимые) оттенки их отношения к отдельным моментам. Но на этом фоне еще более ярко выглядит единство их пастырских взглядов на главное, на то, что насилие, порожденное ненавистью к своему ближнему, не может вести к благой цели.

Где же вы, благочестивые!?

Протоиерей Александр Авдюгин – писатель, настоятель храма святых Богоотец Иоакима и Анны в 2честь погибших шахтеров в Луганской области, миссионер:

Троицкие праздники в этом году так сложились, что подряд идут четыре литургийных дня. Из них три на чужих приходах, благо есть кому подменить, поэтому и разъездился по окрестностям. Да и приглашают пока, слава Богу.

Настоятели у нас не часто меняются, все знакомы, как и имена их матушек вкупе с детишками. Детишки имеют оригинальное свойство быстро расти, поэтому в алтаре пономарского дефицита не наблюдается.

Храмы в зелени, мы в зеленых облачениях, пахнет мятой и чабрецом. Причем запах веток над иконами и травы под ногами позволяют не заботится о ладане с громким названием «афонский», благоухающем «ароматом» очередной церковной мастерской не далее Шепетовки расположенной.

Хотя приходы друг от друга не дальше получаса езды, но у каждого свой, неповторимый образ. Казалось бы все с одного района, со схожими биографиями и судьбами, с уже знакомыми лицами, но распевы на клиросах разнятся, храмы убраны «по-своему», да и службы с «особенностями».

После гостевых выездов невольно анализируешь, для себя в уме закладки откладываешь, что надобно перенять, а чего и не понравилось. Куда денешься? Человеки мы, хоть и в рясах.

В этом году анализ не удается.

Главное, что за Троицкими торжествами определяется: тревога в глазах прихожан и священников, да многочисленные признания в осуждении и в гневе, раз за разом повторяемое на исповедях, и постоянные вопросы о том, как быть, как молиться и как жить дальше.

Да и как иначе? Славянск с Краматорском в полутора часах езды на восток, Рубежное с Лисичанском в том же расстоянии на север, Снежное, где сегодня загромыхало смертоносным огнем, в пятидесяти километрах на юг. Еще не слышны выстрелы и разрывы, но уже со всех сторон баррикады из бетона, деревьев, мешков и шин.
Все трудней доехать друг до друга, все больше записок на литургии с определением «воин» или «ополченец». Мы перестали удивляться просьбе о помощи помочь вывезти детей туда, где не надо вглядываться в казалось бы мирное, июньское небо и тревожно вслушиваться в ночную тишину.

Философский вопрос: «Как это стало возможным?» – уже не актуален. Причины будут искать аналитики и политологи, да историки в очередной раз рассмотрят произошедшие через призму своих пристрастий и пониманий, но все это будет потом, когда прихожан станет меньше. Именно меньше! И не только потому, что многие перейдут во вторую часть синодика под оглавление «за упокой» с определением «убиенный».

Есть и иные причины смертей преждевременных – тревога сердечная, которую современные умники стрессом называют. Сегодня это не «стресс», а сплошное нервное и душевное землетрясение, где нет места покою, где рыданием рвется молитва, а литургийный возглас «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» становится криком-мольбою «Где же вы, благочестивые!?»

Где те, кто может остановить огонь, кто поймет, что каждый новый выстрел не приближает, а отдаляет мир?
Условия, требования, ультиматумы предполагают чью-то вину и вопроса-определения «кто первый начал?». Нельзя прийти к миру, если тот, кто с тобой не согласен, изначально возводится в ранг «карателя», «сепаратиста», «колорада» или «фашиста». Призывы найти преступников хороши там, где понятия «добро и любовь» не разнятся по обе стороны блок-постов и окопов.

Сегодня надобно прекратить стрельбу.

Пусть остынет сердце, пусть гнев покинет разум.

Да, многое трудно простить. Тяжело. И порой, кажется, невозможно. Слишком кровоточат воспоминания, свежа память с страшными кадрами кинохроники, не уходит из мыслей попранный преступлениями крик «помогите!». Но надобно перешагнуть. Остановиться.

Иначе больше будет слез, больше горя, непоправимое количество смертей и пляска лукавого приумножающая ненависть.

Вспомните Христа, Его прощение палачей и преступников. Вспомните жития наших святых, умевших любить своих преследователей и не держать зла на мучителей.

Иного не дано.

Начнем с молитвы и остановимся.
«Благодатию Пресвятаго Духа ороси любовию изсохшия сердца людския, тернием самолюбия, ненависти, зависти, злобы, вражды, лукавства и иных беззаконий поросшия, да возрастят горящую к Тебе и братиям своим любовь, и ею да будут истреблены вси распри, раздоры, разделения во Отечестве нашем».

Тьма тем слов отравляет наши души

3Иерей Александр Галанин, клирик Житомирского Свято-Анастасиевского ставропигиального женского монастыря:

…Понедельник, День Святого Духа, в Украине церковный праздник – не рабочий день. Ко мне подходит женщина и просит освятить квартиру и при этом мягко настаивает, чтобы я поехал прямо сейчас: «Это очень важно, мы редко бываем вместе, всей семьёй».

Далее освящение, проповедь о важности внутреннего преображения души, знакомство. Отец семейства служит в пограничных войсках, завтра отправляется на восточный рубеж, мать имеет небольшой бизнес, сын учится в университете. Светлана родом из Ярославля, все её родные из России, вышла замуж и теперь: «Украина это моя вторая Родина».

Светлана, удивительно красиво говорит по-русски, без украинского акцента. Говорит совсем недавно, месяца три-четыре назад, была во Львове и влюбилась в этот удивительный город, в его архитектуру, тёплые уютные кофейни. И больше всего было её удивление в том, что никто не обращал внимания, на её русскую речь. Недавно был очередной звонок от сестры из Ярославля: «Приезжай поскорее к нам, у вас там происходят страшные, ужасные события: всех русскоязычных людей убивают, выгоняют с работы, у вас террор Правого сектора и бандеровцев».

Разговор происходит в машине, едем по одной из центральных улиц, проспекту Победы, который ведёт к площади Победы, в центре на пьедестале стоит знаменитый Т-34, у подножия лежат цветы, рядом прогуливаются молодые люди, мамы с колясками…

«А я ей отвечаю, не надо меня спасать, у нас всё хорошо». «Вот только муж отправляется на восточную границу, на границу с Россией», – печальный взгляд и слёзы наполняют глаза.

Мы понимаем друг друга без слов… Слова, комментарии, факты, интервью, новости – поток информации наполняет, переполняет наши сердца. Тьма тем слов отравляет наши души…, остановись, оглянись, помолчи. Я смотрю в Ваши глаза, я смотрю в Вашу душу… Я Люблю Тебя. Я обнимаю Тебя крепко-крепко и по-другому не хочу, не умею, не буду!

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38,39).

Жизнь идет спокойно

Архимандрит Алипий (Светличный), настоятель киевского храма во имя первоверховных апостолов4 Петра и Павла, на Нивках:

В связи с нынешней политической ситуацией, расспрашивать кого-либо о его взглядах не берусь. Но знаю точно, что из 200 (в среднем) человек нашего прихода только 6 человек имеет ярко выраженное русофобское настроение.

Люди продолжают ходить в храм, как и ходили. На нашем приходе стало несколько больше молодежи и мужчин (что особо приятно).
Жизнь идет спокойно. Обсуждений политической ситуации, паникерства не наблюдается. В основном взгляды у прихожан остались прежние.

Пожертвований стало меньше. Но на существование прихода хватает.

Самое страшное – то, что люди не хотят примирения

Иеромонах Маркиан (Каюмов), руководитель информационно-просветительского отдела Львовской епархии:

Священнослужители сегодня лучше других видят трагичность тех событий, которые переживает Украина. Потому что каждый священник, исповедуя людей, знает, чем этот кризис отображается в их душах и сердцах!
5На своем личном примере могу сказать: пока политики ищут виноватых, а СМИ играют свою роль в манипулировании сознанием населения, люди переживают страшные потрясения и отчаяние.
Нельзя сказать, что то, что происходит сегодня на Донбассе – это трагедия только Донбасса! Потому что пока идет стрельба в этих областях, гибнут украинские солдаты, которые на самом деле не обучены, не подготовлены к военным действиям.

То, что сегодня происходит – это прямое последствие того, что наше государство на протяжении 20-и лет грабилось и уничтожалось! Армия не способна защитить свои границы, образование не способно научить детей азам истории и любви к родине, молодежь не востребована как специалисты… Во всех направлениях чувствуется упадок.

Но самое обидное, что за все это расплачивается простой народ – мирные жители Донбасса, солдаты и их семьи, получающие цинковые гробы на Западной Украине. Это горе!

А самое страшное то, что люди не хотят слышать друг друга, не хотят примирения! Вот это и есть самая большая трагедия нашего народа – отсутствие любви, взаимоуважения и сострадания! Те люди, которые взяли оружие в руки по своей воле, даже не представляют себе, что их ждет после смерти!

Те выборы, которые прошли в Украине – исторические, просто потому, что люди прошли страшный экзамен и объединились с одним желанием – достичь мира в стране. И если сегодня это окажется очередным обманом –такого, наверное, уже пережить большинство не сможет! Если сегодня мы не будем едиными – наше государство просто перестанет существовать!

Поэтому очень важно, чтоб все понимали, что эту скорбь нужно пережить с достоинством. Никакие наемники с оружием в руках не могут диктовать условия жизни! Честно, после 25 мая у большинства украинского народа появилась надежда на мирную жизнь – единственное что осталось – приложить к этому максимум усилий каждому!

На Западе мы стараемся сохранить межрелигиозный и межконфессиональный мир, на Востоке люди должны приложить усилия, чтобы прекратилась стрельба, хотя я понимаю, как это трудно!

Но самое главное – это понять, что первопричиной всего этого хаоса есть духовно-моральный кризис. Понимая это, мы сможем все это преодолеть.

Ситуация требует адекватных действий от Церкви

Протоиерей Георгий Тарабан, секретарь и пресс-секретарь Сумской епархии:6

Сегодня крайне сложная ситуация, которая требует адекватных действий от Церкви. В частности, я считаю, что реализация в своей полноте всех видов церковной деятельности и максимальная ответственность духовников, настоятелей, архиереев является залогом того, что мы можем надеяться на преодоление этого кризиса.

Второе: в контексте сказанного социальные проекты становятся тем пространством, где мы можем реализовывать понятную для людей политику любви, политику деятельного участия в судьбе тех людей, которые в этом нуждаются, а, к сожалению, немало людей нуждается в реальной помощи.

И третье: хотелось бы просить общецерковных сформулированных направлений, направлений общецерковной деятельности, которые дали бы нам почувствовать единство между собой, единство в Церкви. Хотелось бы получить благословение и указания от нашего церковного священноначалия.

Должна быть проведена всеукраинская акция за прекращение войны

Протоиерей Михаил Волощук (Полтава):

7В Полтавской епархии сейчас проводится масштабная информационная блокада, о которой было заявлено Национальным штабом сопротивления оккупации. Это было заявлено на телеканале «Лтава» с участием представителей ОГА и делается при их поддержке.

На этом примере мы понимаем, что ведется информационная блокада. Конечно, мы информируем через те СМИ, которые у нас есть, – наш интернет-сайт, нашу газету … Но некоторые издания, которые были у нас в государственных СМИ, прекратили свое существование через публичный или непубличный запрет.

У наших прихожан есть очень много вопросов по сегодняшней ситуации в стране. Хотелось бы больше комментариев от Священного Синода, от священноначалия, от Архиерейских Соборов по поводу тех или иных событий, которые происходят в Украине. Потому что запретить где-то на маленьком листочке выходить областной газете – это одно, но если будет заявление Церкви по тем или иным событиям, думаю, здесь должны будут все прислушиваться и дать возможность эту информацию прояснить.
Еще у меня есть пожелание: было бы неплохо, если бы была проведена какая-то разовая массовая всеукраинская акция УПЦ за прекращение войны, прекращение вражды, прекращение кровопролития.

Первое – прекратить АТО и сесть за стол переговоров

Протоиерей Павел Ботарчуков (Луганск):8

Я из того региона, где реально убивают людей, убивают детей, убивает брат брата, воин воина, христианин христианина.

Поэтому первое, о чем мы просим, ​​– прекратить АТО. Никаких там террористов нет. Это самое ужасное братоубийство, это гражданская война.

Потом сесть за стол переговоров всем, от кого зависит мир на Украине, единство Украины. Потом уже можно будет говорит о других вещах.

Сохранить Украину, сохранить единство Церкви, обратиться к миродержателям, которые являются авторитетами для тех, кто организовал войну и бунт на Украине – к президенту Обаме.
Поблагодарить Святейшего Патриарха Кирилла за его неустанную молитву об Украине, которая в сердце у него, и он болезнует об этом. Поблагодарить всех, кому небезразлична наша Украинская Церковь, наша Украинская земля. А потом сесть и решить все вопросы остальные.

Каждому из нас нужно всеми силами предотвращать раздор

9Протоиерей Василий Юрина (Мукачево):

Мы хотим, чтобы нас все услышали. Мы не прячемся куда-то в углы, а говорим с амвонов о единстве.

Нас обвиняют в сепаратизме, нас обвиняют в сотрудничестве с какими-то структурами других государств. Но мы все свидетельствуем и явно говорим о единстве. И мы делаем все, что от нас зависит – то в плане помощи людям, то в плане информативной деятельности, или в плане свидетельства каждого из нас на своих местах, мы должны делать.
Мы видим, что идет не только явная война, идет и скрытая война, когда информацию откровенно искажают, чтобы показать ту мысль, которая кому-то нужна.

Надо стараться не только прислушиваться к тому, что показывают первые заголовки, а вслушаться немного глубже, и понимать проблему глубже. И, насколько возможно, каждому со своей стороны, предотвращать раздор – и молитвой, и делами.

Должны работать соборные институты Церкви

Игуменья Серафима (Шевчик), настоятельница Одесского Свято-10Архангело-Михайловского женского монастыря, председатель Синодального отдела «Миссия, Церковь и культура»:

Эсхатология бытия Святой Христовой Церкви всегда неизменна – Церковь всегда гонима. Но она всегда побеждает. И об этом ярко свидетельствует подвижническое служение Украинской Православной Церкви на протяжении всех лет бытия независимой Украины.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир несет подвиг священноисповедника патриарха Тихона. Такая же революционная ситуация. Такой же раздор и разруха. Но Блаженнейший Митрополит Владимир своей молитвой сохранил нам наш дом во всей красе. И это его наследство мы должны лелеять и беречь.

Оно есть, это наследство. Этот ответ в Церкви есть, он заверен теми проблемными, а иногда и трагическими годами. И этот ответ – соборность Церкви. То есть должны работать и собрания епископов, и епархиальные советы. Это ключевая роль священника, епископа – носителя правды Христовой.

«Сохрани мир, и рядом с тобой спасутся тысячи», – это говорил преподобный Серафим Саровский. У нас эти ответы есть, они – в Евангелии, они – в жизни и наших современников, и наших святых, которых УПЦ канонизировала, и которые нам свидетельствуют своей кровью, своим подвигом о Христовой истине.

Свобода слова, Христово терпение и смирение у Блаженнейшего были безграничны. Он нам нашу Церковь и наше государство объединил.

Итак, я очень прошу всяческое внимание уделить наследию нашей Церкви. Мы должны гордиться этим наследием, и оно нам поможет.

Источник