С каких пор молитва за Украину стала преступлением

19 сентября 2017 года в Сумах местные власти не поддержали проведение в Покров день Крестного хода верующих Украинской Православной Церкви

Как отметил депутат Сумского областного совета Виктор Дубинко, этот вопрос требует дополнительного согласования, ведь указанное мероприятие способно вызвать гражданское противостояние. При этом некоторые СМИ указали на то, что депутат, среди прочего, рассматривает возможным и совершение провокаций со стороны УПЦ.

В этой связи я хотел бы акцентировать внимание на нескольких важных моментах.

Первое – Крестный ход в Сумах проводится уже много лет. Согласно сложившейся традиции тысячи людей, среди которых есть и гости из других городов Украины, идут с молитвами на устах к месту, где был ранее расположен древний казацкий храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Как сообщают СМИ, за все это время никаких противостояний или инцидентов зафиксировано не было. Так почему же они должны быть в этом году?

Второе – когда речь идет о возможности «совершения провокаций» со стороны прихожан УПЦ, мне сразу же вспоминается море информационной истерии вокруг Всеукраинского Крестного хода 2016 года. Какие только «обвинения» не бросали в лицо УПЦ. Их абсурдности не было границ. «В колонне крестоходцев идут спецназовцы ГРУ и ФСБ России», «они готовят захват административных зданий в Киеве», «верующие будут устраивать на камеру драки с силовиками, чтобы показать всему миру фейк о притеснении УПЦ» и так далее. Однако ничего из этого так и не произошло. Все, чем пугали украинскую общественность, оказалось чьими-то надуманными или специально раздуваемыми страхами. Хотя изначально многим инициаторам данной травли было понятно, что старики, женщины и дети, идущие в значительном числе по дорогам нашей страны, ну никак не могут претендовать на роль «инициаторов различных беспорядков».

При этом стоит отметить, что провокации все же состоялись. Но не со стороны УПЦ, а ее оппонентов. Чего только стоит бросание под Борисполем камней, яиц и разного мусора в колонну верующих, участники которой несли чудотворную икону Божьей Матери.

Учитывая сказанное, подозревать верующих Церкви в каких-то преступных намерениях, как минимум, глупо. Доказательством этого утверждения служит сама жизнь. За последние годы по всей Украине УПЦ провела множество различных Крестных ходов. И никаких провокаций, способных потрясти общественную стабильность, они не продуцировали.

Третье – если верующие УПЦ теоретически могут стать жертвой какой-то агрессии, то неужели нельзя обеспечить надлежащий уровень их защиты? Практика показывает, что для этого нужно всего лишь желание. Необходимо вспомнить хотя бы провокационные «марши ЛГБТ» в Киеве, которые как раз и могли спровоцировать масштабные инциденты. Невзирая на их неприятие обществом, они все же были проведены. Под полноценным и эффективным прикрытием со стороны силовиков. Думаю, что и в Сумах можно обеспечить, если возникнут какие-то угрозы, необходимый уровень соответствующей защиты.

Четвертое – как вообще может «вызвать противостояние» мирное, гарантированное Конституцией, шествие граждан Украины, которые в рамках Крестного хода будут молиться за мир и благосостояние своей Отчизны? Разве молитва о своей стране и своем народе является каким-то преступлением? Разве это идет в разрез с патриотизмом и любовью к Украине? И как можно назвать тех, кто пытается или будет пытаться противостоять призыву Божьей благодати на украинскую землю?

Уверен, что для настоящих патриотов Украины ответы на эти вопросы очевидны.

Митрополит (Анатолий Паканич),
управляющий делами Украинской Православной Церкви