Какой из нас «свет миру»? Часть І. Как работается с верующими — отзывы сотрудников

Все мы в чем-то упрекаем священноначалие и священников. Не так проповедуют, не так «светят» миру, не так создают авторитет Церкви в обществе...

Впору задать вопрос и себе: являемся ли мы, коих большинство — миряне и прихожане православных храмов, проповедью? Ведь проще всего заставлять и призывать других быть лицом Церкви, в то время как сами мы зачастую ее лицом не являемся. Более того наши слова, поступки и действия – настоящая антипроповедь церковной жизни современному миру.

Мы предлагаем посмотреть на себя изнутри и со стороны.

И первый материал — отызывы коллег о верующих сотрудниках. Мы спросили у людей разных профессий, возрастов и взглядов, как им работается с православными. А ответы попросили прокомментировать известного миссионера и проповедника протоиерея Андрея Ткачева.

***

Анастасия, педагог, 22 года: «Важно, чтобы религиозность человека не перерастала в сектантство»

Среди моих коллег немало религиозных людей, и мы иногда заводим с ними беседы на религиозную тематику. Я всегда позитивно отношусь к таким темам, ведь они интересны и не банальны.

Считаю, что религиозность человека, безусловно, влияет на его карьеру и работоспособность. Более того, на подход к жизни, на мышление. У него появляются определенные четкие правила: что можно делать, а чего – нельзя. Но это влияет не столько на сам рабочий процесс, сколько на отношение к человеку в рабочем коллективе.

Одна из моих коллег состояла в секте «Свидетели Иеговы». Это был прекрасный спокойный человек, который никогда никому не навязывал своих убеждений... Но ее религиозные взгляды действовали на неё как-то странно – например, она спокойно позволяла себе прогулять рабочий день, причем, на следующий день ничего не объясняя. Она перестала следить за собой: перестала краситься, стала неряшливо одеваться, и единственным ее объяснением на любой вопрос была фраза: «Так написано в Библии». Вроде бы ничего особенного, но меня это неприятно удивило. Вообще я довольно спокойно отношусь к сектам, лишь бы ничего тяжелее книг в руки не брали. Но когда узнаю, что они обманывают людей, лишая их имущества, то начинаю беспокоиться…

Отец Андрей: «Религиозный мир тоже бывает разным – от прекрасного до жуткого»

Вторая часть этой реплики касается нездоровой религиозности. Человек столкнулся с сектантством, и это привело его к внутреннему конфликту. Ведь если раньше он считал, что религиозность помогает поладить с людьми, то на примере сектанта он увидел, как во имя религиозности грубо попираются общественные нормы. Это является отличительной чертой сектантства – пренебрежение ко всем, кто не относится к твоему роду и виду. Но верующие люди вообще часто этим страдают.

Важно всегда следить за собой и не превращать свою религиозность в фактор осуждения своих ближних и возвеличивания себя на их фоне. Здоровая религиозность должна быть естественной — как воздух для птицы и вода для рыбы.

Если говорить о конкретном случае, «Свидетели Иеговы» – явная секта. И то, что они читают Библию, еще не означает, что понимают написанное. Мир не нужно делить на «хороший религиозный» и «плохой безрелигиозный». Деление куда более сложное. Религиозный мир тоже бывает разным – от прекрасного до жуткого. К последнему относится именно мир сектантства. И рано или поздно об этом приходится узнать каждому человеку.

*** 

Алексей, историк, 32 года: «Они называют это "проповедью", я называю это "навязыванием своей точки зрения"»

С религиозными товарищами из рабочей среды общаюсь на темы религии и веры крайне редко. Вообще ко всякого рода теологическим беседам я отношусь нейтрально, но – ближе к раздражению. Отсюда и конфликты на этой почве.

Они называют это «проповедью», я называю это «навязыванием своей точки зрения» и реагирую соответственно, резко. Меня всегда раздражала их слепая уверенность в своей правоте, полное неприятие чужих взглядов и этот заскорузлый догматизм...

Не считаю, что подобным разговорам место на работе. Такие темы следует поднимать только с себе подобными, то есть, верующими. Мое мнение таково: если религиозность вообще как-то может сказаться на работоспособности кадра, то скажется она негативно. Надо работать, а ему – на службу в церковь.

Отец Андрей: «Умение молчать о своей вере – показатель вашего духовного здоровья»

Если пилот и штурман судна вместо того, чтобы вести его в пункт назначения, спорят до хрипоты на религиозные темы – прочь такую религиозность с рабочего места! Здоровая религиозность должна найти время, чтобы говорить о себе, и должна понимать, когда следует молчать. Говорить об этом нужно с тем, кто готов вступить с тобой в диалог, в противном случае ты – неадекватен.

Хороший верующий – тот, кто качественно выполняет свою работу, не отвлекаясь даже на благовидные вещи. Мало кто умеет говорить о вере. Но уметь молчать о ней – высший пилотаж. Поэтому прозвучавший упрек справедлив.

Подведем итог: умение молчать о своей вере – показатель вашего духовного здоровья.  

*** 

Андрей, ювелир, 34 года: «Важно, чтобы религиозный человек мог принимать альтернативную точку зрения»

Религиозные люди бывают разные. Те из них, кто относится с пониманием к неверующим или представителям других религий, и не лезут при малейшем удобном случае с религиозными беседами и наставлениями, мною воспринимаются нормально. Но к верующим, позволяющим себе чрезмерно надоедать своими убеждениями, отношение резко негативное.

В основном мне встречались люди со сформированными взглядами и лояльным отношением к другим, разговоры о Боге были, но, по большей части, это было терпимо и иногда даже интересно. Если это именно диалог, а не тупое навязывание взглядов, то к таким разговорам отношусь нормально, ведь всегда можно узнать для себя что-то новое и извлечь важные уроки, даже из той сферы, которая тебе не нравится.

Я хорошо умею говорить «НЕТ», и если мне в религиозном аспекте предъявляют претензии или подают нежелаемые разговоры, я в состоянии быстро это прекратить. Любые твои внутренние стремления и переживания – это лишь твой внутренний мир. Для большинства людей важны только их интересы, поэтому они глухи к тому, что может с тобой происходить. Очевидно, что не стоит выворачивать наизнанку свой внутренний мир перед теми, кто, в лучшем случае, не поймёт этого и посмеётся. Худших вариантов реакции очень много…

При условии, что религиозный человек с пониманием относится к другим людям — а это одна из их главных обязанностей, в противном случае – они нарушают свои же каноны, с карьерой и работоспособностью всё будет хорошо. Правда, уверен, что добившись руководящего поста, верующий человек будет склонен формировать коллектив из собратьев по вере, не обязательно полностью из них, но с большей охотой, чем из обычных людей.

Отец Андрей: «Лучший способ демонстрации своей веры на рабочем месте – твоя исполнительность и трудоспособность»

Вот уже третий человек из опрошенных говорит на тему, озвученную апостолом Иаковом: «Покажи мне веру твою от дел твоих». Жизнь сталкивала этих людей с говорунами, которые говорили о вере, не считаясь ни с кем. Не стоит много говорить о вере. Нужно подтверждать ее поступками и делами, тогда окружающие сами увидят, что ты – глубоко верующий. Вера более показуема, нежели доказуема, и лучший способ демонстрации своей веры на рабочем месте – твоя исполнительность и трудоспособность.

Мне бы хотелось особенно остановиться на теме религиозных лидеров. Меня настораживают люди, которые сколачивают свой рабочий коллектив по конфессиональному признаку, превращая его в некое подобие христианской общины. Гораздо ближе для меня те, кто имеют серьезную мировоззренческую базу, глубокую веру, но не вносят ее в рабочие отношения. Поэтому к попытке превратить коллектив в религиозную общину я испытываю больше страха, чем одобрения. Конечно, такая попытка не всегда закончится плохо, но вероятность этого очень велика. Поэтому к третьему комментарию стоит прислушаться.

*** 

Маргарита, продавец секс-шопа, 20 лет: «Для большинства религиозных людей вера в Бога – просто попытка снять с себя ответственность»

Я подхожу к своей работе беспристрастно. С таким же успехом можно быть продавцом в любом другом магазине. Само собой, моими религиозными взглядами поинтересовались, когда принимали на работу. Эта работа не идет в разрез с моими моральными устоями, посему и душой кривить не приходится. Разве что с трудом удается сохранять вежливость при общении с извращенцами. Это крайне нелегко.

Полемика у верующих вспыхивает либо с атеистами, либо с представителями других религий. И смысла в таких спорах, на мой взгляд, нет. На работоспособность человека духовные факторы влиять не должны, в противном случае – пора задуматься над тем, чтобы сменить место работы. То, чему он посвящает себя после работы, сугубо его дело. Но секс-шоп – не то место, где могут работать набожные люди.

Иногда разговоры на тему религии заходят с клиентами. И до добра они обычно не доводят. Я не встречала четко аргументированной позиции у религиозного человека, но и кривить душой, соглашаясь с ним, не желаю. Распыляться же перед теми, кто не умеет слушать (а религиозные граждане чаще всего не умеют), считаю пустой тратой времени. Посему я избегаю подобных бесед и на работе, и в жизни. Часто люди пытаются прикрыться «высшими силами» просто для того, чтобы снять с себя ответственность. Грош цена такой вере.

Отец Андрей: «Люди научились разводить словесную активность в тех областях, которые столетиями целомудренно умалчивались»

Любой человек должен понимать, что есть силы выше, сильнее его, что не все в мире ему подвластно. Рассмотрим только факт появления нас в мир. Мы не способны влиять ни на время и место, в котором родились, ни на национальность и наследственность. Признание своего бессилия перед волей Всевышнего – это не проявление слабости.

Пол перестал быть священен в глазах современных людей. Люди научились разводить словесную активность в тех областях, которые столетиями целомудренно умалчивались. Они научились говорить о ненужных вещах и разучились беседовать о необходимых. Таким образом, голова ушла в пах, а седалище встало на место головы. У такого существа, соответственно, специфические речевая активность и умственная деятельность. Он зациклен на теме половой жизни, а то, что встало на место головы, производит соответствующие звуки.

*** 

Артемий, звукорежиссер, 21 год: «Говоря о своей вере люди ждут от собеседника только признания их правоты»

В данный момент я работаю звукорежиссёром на частной домашней студии, занимающейся в основном записью, сведением и мастерингом тяжелой и не очень музыки. Пару лет назад я работал с некоторыми людьми, которые считали себя особо верующими, поэтому буду говорить именно об этом опыте.

Разговоры о Боге и религии, в целом, рабочему процессу не мешали, так как их было немного. Возможно, сказывалось увлечение любимым делом. Если подобные моменты и имели место быть, то уже вне студии, вне работы.

Тема религии и веры поднималась только тогда, когда об этом начинали говорить сами верующие. Мне, НЕ верующему, просто не интересно было её поддерживать, поэтому мои корректные замечания и призывы к закрытию темы уже сами собой вызывали чувство раздражения у верующих. Всё, что могу сказать определённо: я не встречал ещё верующего человека, который бы просто говорил о своей вере. Так или иначе такие люди ждут от собеседника только признания их правоты и ничего другого.

Люди творческой профессии, большинство моих коллег во время работы не брезговали покурить марихуану. Они называли это «взглядом со стороны» на проделанную работу. Любопытно, что «планокурами» были почему-то в основном верующие. На мои комментарии о том, что вера и трава – априори несовместимы, коллеги злились и говорили, что в Писании ни разу не сказано о запрете курить траву. «Всё можно в меру» – такой был их девиз. Возможно, убивать без причины, грабить, воровать можно тоже в меру, но я такой человек, что мне лучше промолчать и дать другим убить себя самим, чем брать на себя ответственность за чужую судьбу и спасать человека, который не ценит своё здоровье и свою жизнь.

Я лично наблюдал, как развалилась карьера многих верующих людей. (Здесь я оговорюсь: карьера – это не главное в жизни, я, скорее, имею в виду «возможность реализации своих увлечений и талантов», нежели зарабатывание денег). Многие верующие перестали объективно смотреть на реалии нашего мира и везде стараются подметить религиозные моменты.

Один знакомый, талантливый бас-гитарист, заявил, что рок-музыка была создана дьяволом, и ушел в джаз. На моё замечание о том, что рок возник из джаза и блюза, человек совсем обезумел и сказал, что уже продал свои бас-гитары (порождение дьявола) и купил контрабас.

Отец Андрей: «Искренне желаю каждому хоть раз в жизни повстречаться с носителем серьезной религиозной традиции»

Эти верующие «планокуры» безошибочно обличают молодежные протестантские группировки. Это не православные, не католики и даже не баптисты. Они не могут молчать о своей вере и быть глубоко интегрированными в современную безвкусную модерную культуру. Молодому человеку просто не посчастливилось встретить серьезного носителя религии. Печальная картина получается. Ведь если такие случаи встречаются часто, значит, это говорит об определенной религиозной социологии.

Я бы хотел искренне пожелать каждому человеку хоть раз в жизни повстречаться с носителем серьезной религиозной традиции. Не стоит бояться проникать в чужие традиции и сопоставлять их со своей. Так, например, поинтересовавшись японской религией синто, мы обнаружим многие вещи, обличающие в нас дикарей. У них есть два алфавита и одна иероглифическая система, но при этом в их языке абсолютно нет ругательств.

Поэтому любое столкновение с серьезной культурной и религиозной традицией необходимо человеку. Не для того, чтобы плениться ею, а для того, чтобы совершить анализ себя самого и познать свое убожество на фоне этой традиции.

*** 

Александра, официантка, 18 лет: «Религиозность не мешает человеку быть интересным и адекватным»

Среди моих сотрудников есть православные люди. Но конкретно о Боге со мной разговоров до поры не было, пока однажды к нам не пришла девочка на стажировку. Мы полдня с ней мило беседовали, дошло время до обеда, я ей предложила пойти поесть, но она отказалась. Я спросила, почему, а она сказала, что не ест мяса, тогда я спросила, с чем это связано, она сказала, что ее религия этого не позволяет. Я поинтересовалась, что это за религия? Она сказала, что во всех Священных Писаниях религия не позволяет есть мясо, но не сказала какой религии придерживается. Сказала только одно: «Бог один». Я поняла, что она очень религиозная, но в тоже время вполне адекватная, не зацикленная и очень интересная личность.

Сами по себе разговоры о Боге меня не раздражают, если они ненавязчивые. Когда человек может принять мою точку зрения и не навязывать свою, тогда и я буду внимательна к его мнению и смогу принимать его точку зрения.

На почве религии конфликтов не было. Были просто непонимания, или разговор завершался, не доходя до конфликта.

Говорить с сотрудниками о религии… Даже не знаю. Это зависит от человека, с которым ведется диалог: если он очень религиозный, то не стоит, он не поймет меня, а я – его. Так как его разум будет затуманен тем, что его религия ему диктует.

Думаю, на карьеру религиозность влияет, хотя это зависит от сферы деятельности. Многие религии, к примеру, запрещают работу в определенный период времени дня, что может мешать рабочему плану. Или религия может противоречить определенной работе. Так что надо подбирать роботу и по возможностям человека, и по уму, и по вере, чтобы совмещать жизнь, веру и отдых.

Отец Андрей: «В сложившейся ситуации важно воспитать в себе уважение к чужим традициям и чужой вере»

В нашем глобализованном и продолжающем глобализоваться мире мы всю жизнь будем соприкасаться с носителями разных традиций. Например, сикх может мыть посуду в ресторане, где шеф-повар – иудей. Православный дальнобойщик может иметь напарника пятидесятника. Это совершенно новые вызовы времени, ведь столетиями люди жили в моноэтничной и монокультурной среде.

Сейчас люди индифферентны, космополитичны и не помнят о своих корнях. В сложившейся ситуации важно воспитать в себе уважение к чужим традициям и чужой вере. Это – непременный фактор мирного сосуществования.

Ладо Гегечкори

Праовславие в Украине