Окончание поста

Позади шесть недель строгого Великого поста. Подводим итоги

***

Можно сказать, что пятницей 6-й недели Великого поста завершается Святая Четыредесятница. Впереди — праздничные дни Лазаревой субботы и Вербного воскресенья. Страстная седмица хотя и не входит в число дней Великого поста, всё же является его логическим продолжением.

Страстная седмица — особый период в богослужебной жизни, во время которого верующие вспоминают страдания Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии, когда Христа упрекали за то, что его ученики не постятся, как Иоанновы, Господь отвечал, что «не могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених. Но отнимется у них Жених, тогда будут поститься». И как раз в эти дни отнялся от нас Жених Церковный Господь наш Иисус Христос, был распят, пострадал ради нашего спасения, умер на кресте и погребен — и мы теперь особенно постимся.

***

Если видишь, что в течение поста во всех духовных делах не особо-то и преуспел, как не огорчаться по этому поводу?

Огорчаться, действительно, не нужно. Было бы значительно хуже, если бы мы закончили пост удовлетворенными собой: и то сделали, и это у нас получилось, и в том преуспели.

Всё-таки нужно понимать, что идеал у нас очень высокий. Апостол призывал нас быть подобными ему, «как он Христу». Никогда мы не должны быть довольны собой, какими-то своими действиями, подвигами. «Мы рабы ничего не стоящие, сделали то, что должны были сделать» (Лк. 17,10), и ни на какую награду даже не рассчитываем.

Понимание того, что у нас что-то не получилось, что-то мы не успели, какие-то книги не прочитали, проявили леность в посещении богослужений, необходимо нам для того, чтобы в Пасхальную ночь Пасхальная радость воспринималась нами не как что-либо заработанное, а как совершенно незаслуженный подарок от Господа, Его милость.

***

Если весь пост боролся с грехами и страстями, и вот по прошествии всех этих недель видишь, что страсти и грехи — все на месте. Это значит, пост прошел безрезультатно?

Зачастую преуспеть в духовном делании не всегда полезно для души православного человека, как это ни парадоксально звучит.

Когда мы видим свой недостаток, какую-то немощь — как говорится, «беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» — это является стимулом для того, чтобы постоянно просить Господа о помощи, постоянно трудиться в этом направлении, стремиться к совершенству, призывать Благодать Божию. И бороться с грехом — теми средствами, которые нам дала Святая Церковь: аскезой и таинствами.

Все мы о себе знаем, что являемся людьми тщеславными и горделивыми, и любое преуспевание связано для нас с колоссальным всплеском самолюбования и самомнения. Мы совершенно забываем о том, как призывали благодать Божью, надеялись на всемогущую помощь Божью, и тут же начинаем приписывать всё, что с нами произошло доброе, самим себе, впадаем в такой тяжелейший грех, как высокоумие.

Почему этот грех тяжек, почему святые отцы рассматривают его как один из опаснейших для человека?

Существуют грехи явные, они всегда побуждают человека к покаянию, ведь мы понимаем, что согрешили, преступили заповедь Божью. Но при высокоумии человек услаждается добродетелями, которые ему дал Господь. Он хвастается тем, что ему не принадлежит, хвастается, если можно так сказать, чужими подарками и начинает превозноситься: ставить себя выше кого-либо, то есть буквально возноситься над кем-то или чем-то. Это превозношение совершенно неоправданно и весьма опасно.

Ярчайший пример такого высокоумия — фарисей, который именно за это и был осужден Господом. Ведь он имел реальные добродетели, но вышел из храма менее оправданным, чем мытарь, — не потому что благодарил Господа за те добрые качества, которые у него есть, а потому, что осудил конкретного человека.

Вообще не стоит обольщаться, думать, что нам удастся в себе что-то кардинально изменить. Нужно радоваться любой, даже минимальной победе над грехом. Господь помогает преуспеть ровно настолько, насколько это не повредит нашей душе.

Но всё же, если мы искренне стремились поститься по-настоящему, думаю, нельзя сказать, что после поста остались в прежнем состоянии. Хоть какие-то добродетели в нас, да будут.

И слава Богу, что мы их не видим. Наоборот, будем благодарить Господа за это, ведь так Он не дает нам любоваться своими мнимыми успехами, задирать нос и считать себя лучше других людей.

Источник