Моя рыбалка на Афоне. Часть 2. «Пока рыбалка только снится...»

Продолжаем публикацию путевого очерка протоирея Александра Акулова. Цель рассказчика — описать Афон для тех, кто никогда не сможет туда попасть

Читайте начало: Моя рыбалка на Афоне. Часть І

День третий. Служба и её особенности

Наконец-то первая в этом паломничестве и такая долгожданная монастырская служба.

В летнее время она начинается в 4 утра, оканчивается уже после 8-ми часов. Такой порядок — только для будничных дней, в большие же праздники часы, проведённые в храме, можно вообще не считать. Лишь удивляться, как практически без сна, с небольшим вечерним «перекусом» и всего парой часов на отдых получается практически сутки напролет непрестанно молиться Богу и при этом не чувствовать особой усталости. Поверьте, именно так и происходит.

Например, знаменитое богослужение по случаю престольного праздника в день Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных длится с небольшими перерывами 21 час. Начинается служба в 16.00 и оканчивается примерно в 13.00 следующего дня.

img 9347

Праздничная служба в Дохиаре

На всенощном бдении, которое начинается в 16.00, только паремии начинают читать в 20.20, а освящение хлебов происходит аж в 22.00. Или, например, песнь «Богородице Дево, радуйся» длится почти сорок минут из-за протяжного пения на восемь гласов. В 23.30 служащие вкушают освящённые на литии хлебцы, и только через час начинается полиелей. Акафист Архангелам читают в 2 часа ночи, и лишь в половине пятого утра Всенощное бдение завершается. Все расходятся на двухчасовой отдых, чтобы рано утром с новыми силами собраться на Литургию, которая, обычно, заканчивается крестным ходом — только к 14.00 следующего дня. И при этом, повторюсь, усталость лишь подчёркивает величайшую радость от совместной молитвы.

Да и служба по будням, которая, возможно, привычна для братии, для паломников — своего рода испытание. За четыре с лишним часа служится полунощница, утреня и Божественная литургия. А за окном — ночь, время, когда мы привыкли крепко спать, здесь же надо не просто бодрствовать, но и молиться Богу. Правда, устав близок к нашему, поэтому для многих паломников не составляет сложности понять, что за чем читается и поётся на богослужении.

Особое значение каждого движения

Не стану останавливаться на тонкостях служб, отдельно хотелось бы сказать о настроении, которое царит в храме. Наверное, настроение это отчасти происходит от знания богослужебных текстов, образа их пения и прочтения.

Монахи очень хорошо знают богослужебный устав. Каждый из них может подхватить тот или иной текст и по ходу службы подменить друг друга. Иногда кажется, что многие из них мирно посапывают в своих «стасидиях» (специальные высокие стулья, в которых сиденье откидывается, давая возможность стоять, опираясь на подлокотники), но как только наступает его черед, тут же вступает ровно так, как того требует ход богослужения.

Думаю, необходимо сказать пару слов, в какой обстановке проходит служба. В храме практически нет света — лишь несколько лампад мерцают как звёздочки на небе. Приходя на богослужение, все прикладываются к многочисленным иконам. Их действительно очень много, с древней, вековой историей. Отношение к ним предельно трепетное. Чувствуется, что монахи любят святых, общаются с ними, как с живыми.

А вот перед главными иконами, которые располагаются уже перед самой солеёй, существует особый порядок поклонения. Паломник сначала подходит к правой части и прикладывается к расположенным там образáм. Затем переходит в левую сторону, крестясь на Царские врата, и молится у икон левой части храма. После этого необходимо отойти назад и в самом центре церкви перекреститься три раза в сторону Царских врат, поклониться всем присутствующим направо и налево, подойти к месту, где обычно сидит игумен монастыря, и, воздав ему или месту, где он должен быть, низким поклоном молитвенную дань, занять своё место в храме.

1463011 617378421631288 1328412096 n 1

Гости из Украины на празднике в Дохиаре

Каждое движение имеет своё духовное значение. Эти традиции сложились много веков назад и сохранились до наших дней без изменений.

Кстати, есть хорошая жизненная привычка — повторять за другими людьми добрые поступки или действия. На Афоне это вдвойне ценно, и жаль, что некоторые паломники ведут себя в здешних монастырях как у себя дома. А ведь как здóрово хоть в чём-то и на какое-то время стать похожим на местных монахов! Конечно, схожесть необходима не только во внешних действиях, но начинать-то надо с малого, которое и есть началом больших внутренних изменений.

Но сперва изменений надо захотеть. Именно с желания что-то поменять в себе, в своей жизни и должно начинаться паломничество на Афон. Все, кто приезжают на Святую гору — пусть даже впервые, — не остаются прежними. Так получается не по их воле, даже наоборот, как бы кто ни сопротивлялся. Хотя своевольным людям здесь просто нечего делать — им всё равно здесь не понравится. А вот для паломников, которые жить уже не могут без Афона, главной целью должно стать как раз кардинальное изменение своей духовной жизни, а не просто очередное общение со знакомым монахом или молитва перед любимой иконой.

Иначе для чего Господь благословляет нам сюда приезжать, если не для того, чтобы мы становились другими и хотя бы малую частичку Афона своим изменённым поведением приносили в наш мир, своим родным и близким.

Чудотворная икона «Скоропослушница»

Но вернёмся к обстановке утренней службы. Здесь царит особая тишина, и буквально ощущается присутствие Божие. Здесь люди не мешают Самому Господу совершать Свои Таинства. И хотя многое из того, что поётся и читается, ты не понимаешь из-за плохого знания греческого языка, создаётся впечатление, что при этом ничего не теряешь и никакое слово или нотка византийского распева не проходит мимо молящегося сердца.

В Дохиаре действуют несколько церквей. Каждый день по окончании утрени братия и паломники идут молиться на Божественную литургию в один из шестнадцати храмов на территории монастыря. Все церкви уникальны, со своим особенным значением в истории обители. Прочитать о них можно в любых справочниках, поэтому подробно на их описании останавливаться не стану.

p1010397 0

Икона Божьей Матери "Скоропослушница"

Скажу лишь о том, что где бы ни совершалась Литургия, оканчиваются все службы молебном перед чудотворной иконой Божьей Матери «Скоропослушница», которая вот уже много веков располагается справа от входа в монастырскую трапезную. История этой иконы и чудеса, данные Богом людям по молитвам у этого образа, поражают и радуют своей живостью и реальностью.

Время написания иконы монастырское предание относит к Х веку, когда настоятелем обители был святой монах Неофит. Более шести веков это была просто фреска на стене перед входом в трапезную монастыря. Но в 1664 году трапезарь по имени Нил, проходя в ночное время с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы голос, упрекающий в том, что коптит дымом от лучины изображение Божьей Матери.

Монах принял этот голос за шутку кого-то из братии и пренебрёг замечанием. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии, что с этой поры сия икона будет называться «Скоропослушницею», потому что будет являть милость и исполнение прошений всех, молящихся перед ней.

Монах Нил прозрел. А свидетельством скорого заступничества Богородицы ныне являются сотни драгоценных предметов, принесенных чудотворной иконе в знак благодарности за совершенные чудеса. Цепочки и кольца, священнические кресты и епископские панагии, дорогущие часы и даже старинное оружие — такими символическими подношениями люди благодарили Пресвятую Богородицу.

Предание гласит, что бывали случаи, когда целые корабельные команды, попавшие в кораблекрушение у берегов Афона, оставались целыми и невредимыми. А сколько было спасено плененных и исцелено тяжело больных людей, не может сосчитать никто.

Но лично для меня самое главное — это ощущение реальности чуда, которое может произойти с каждым из нас, молящихся перед ликом Богородицы. Именно в монастыре Дохиар довелось мне пережить подобное, но пусть это останется моей тайной…

Как молятся у Божьей Матери

Наверное, происходят чудеса у этой иконы ещё и потому, что братия монастыря каждый день так служит перед ней молебен, что словами передать переживания в эти минуты просто невозможно. Я такого нигде не видел и не слышал!

img 9409

Архимандрит Григорий (Зумис), настоятель монастыря Дохиар

Пение начинает игумен монастыря архимандрит Григорий (или старший после него). Древний седой старец запевает так громко и с таким воодушевлением, что, даже не зная текста молебна на греческом, всё равно ощущаешь себя причастным к этой общей песенной молитве.

Затем вступает вся многочисленная братия, да так, что, кажется, стены не выдержат этой величественной славословной и братской любви к Богородице, выраженной столь потрясающим пением. Уже не думаешь о том, что устал после ночной службы, а за дверью трапезной тебя ждёт вкусный завтрак, но боишься упустить хоть слово, хотя бы нотку, пропетую в честь Пресвятой Богородицы.

Так восхвалять и любить Богородицу могут только здесь, на Афоне! Имею в виду не словесный восторг перед иконой Богородицы, а, в первую очередь, образ жизни, который полностью посвящён служению Царице Небесной. Несомненно, непрестанный труд и молитва свойственен не только афонской братии, но здесь Её не только чтут, а проявляют деятельную к Ней любовь, какую трудно представить в нашей повседневной жизни. Выражается это в делах, поступках и, в первую очередь, в борьбе со своими страстями. Именно вражда со грехом, непринятие излишнего мирского и отказ от своеволия помогают быть близкими к Богородице.

Признание в любви к Царице Небесной здесь звучит постоянно, и, без сомнений, признание это услышано и взаимно.

img 3434 0

Список "Скоропослушницы", написанный для Киева, у оригинала иконы

Вспоминаю случай многолетней давности, когда старец Григорий провожал в Киев список иконы «Скоропослушницы», написанный для Ионинского монастыря. Отец Григорий стоял на причале, обняв икону, как живого человека, и плакал, нашёптывая Богородице какие-то слова. Я впервые видел такое проявление Любви к образу Богоматери. Для него это был не просто писаный на дереве лик, а живая Божья Матерь, Которую он провожал в очередное Её апостольское путешествие в Украину и просил не покидать их надолго.
Вот бы нам жить так с Богородицей, понимая благодарным сердцем, что каждым нераскаянным грехом мы раним Пречистую в самое сердце, и наши молитвы к Ней остаются всего лишь словами, да ещё и написанными с грубыми ошибками…

Дохиарский завтрак

И вот оканчивается служба, двери трапезной широко открываются, и мы, кланяясь старцу Григорию, проходим в большую трапезную.

Здесь обедали ещё основатели монастыря много веков назад. Вдоль стен стоят длинные столы особой конструкции: края приподняты, чтобы пища не падала со стола, и было удобнее убирать. Под ними скамейки, уже наши современницы.

img 20151206 151927

Трапезная в Дохиаре

Когда все занимают свои места, игумен благословляет трапезу. Монастырские блюда немногочисленны, но довольно сытные и вкусные. Во время трапезы читаются жития святых, никто не разговаривает. Замечательная это традиция: обедать, не отвлекаясь на разговоры и пустую болтовню. Почему бы нам так не сделать, например, у себя дома? Мы ведь даже не понимаем, чего лишаем себя и своих детей во время такой трапезы, когда кто-то из семьи читает духовные наставления, а другие с радостью едят (вырабатывая терпение у читающего) приготовленный с любовью обед или ужин. Простите, замечтался, но кто попробует установить такую традицию в своей семье, думаю, будет многократно вознаграждён не только своими родными и близкими.

Но вернёмся к дохиарскому завтраку. На столе были маслины, черешня, каша из чечевицы, сладости, хлеб и вода. Накануне в воскресение была рыба и макароны с морепродуктами. Всё вкусно и сытно. И странное чувство: вроде бы наедаешься, но без привычки голод редко покидает тебя здесь на долгое время. Хотя для поддержания организма в рабочем состоянии сил достаточно — не хватает излишеств, к которым привыкли в обычной жизни.

После трапезы поздравляли монаха Никифора с Днём Ангела. Отцы-святогорцы обнимали своего собрата, и лица у всех были смеющиеся, радостные, как у детей. А многим уже за шестьдесят, и ночью они не спали, молились на долгой службе. В этом, на мой взгляд, и загадка такого богослужения: оно не утомительное. Именно такое, какое должно быть, чтобы достойно прославлять Спасителя.

Вообще на Афоне всё именно так, как должно быть и в нашей жизни: совсем немного времени уделяется сну и еде, а больше заботе о душе, о её истинном здравии и спасении.

Слушаться старца как… собственную жену

После службы — пару часов отдыха, а потом труды по послушаниям. У каждого своё, но при этом все могут подменять друг друга.

Вы помните, что моим послушанием было ловить рыбу, и я уже настроился было на первый выход в море, но не тут-то было. На дороге, где я просто прогуливался, любуясь местными красотами, встретил меня отец Гавриил (первый помощник настоятеля) и позвал с собой к Геронде (так в Греции традиционно называют настоятеля монастыря). Старец Григорий сам трудится и лично контролирует все работы в монастыре. И это в его возрасте и при многочисленных недугах!

Меня привели в будущий новый медицинский кабинет, вручили тряпку, и я весь день чистил мебель, мыл окна и совсем забыл о долгожданной рыбалке.

afon dohiar8 0

Видела бы моя супруга, с каким усердием я драил окна! Даже дома не блестели бы они у меня так, как в Дохиаре, потому что её советов я бы не стал слушать, как в данном случае безропотно проявил послушание Геронде, и вряд ли бы мыл с таким усердием и даже радостью.

Хотя как раз слушаться родных и близких нам надо бы поучиться у местных монахов. И не только проявлять послушание своим женам и мужьям, но даже и детям, а с ними и другим близким людям. Послушание не только здесь, на Афоне, важно, но и в обычной жизни. Муж послушен жене, жена мужу, дети родителям. Этому учит нас Сам Господь. Иначе как послужить Богу, Который соединил нас вместе именно ради служения, а не для крайних проявлений своих командирских и себялюбивых навыков. Послушание вырабатывает терпение, а от него недалеко и до истинной любви к родному человеку.

Например, братия монастыря беспрекословно слушается игумена не из-за боязни, а потому что любят старца как родного отца. Они видят, как Геронда трудится вместе с ними, и стараются подражать ему во всём. Так вместе спасаются послушанием, молитвой и трудами.
И как же всё таки важно в нашей жизни иметь перед глазами добрый, живой и любвеобильный пример христианской жизни! Но их, примеров, так мало… Вот люди и уходят так быстро из Церкви, даже не успев понять глубочайший смысл её существования. По этой же причине и массового не идут в храмы, потому что не видят для себя примеров, достойных подражания. Зато рассказы о «плохих» христианах, которые встречались на пути, отовсюду слышны. Вот какая ответственность лежит на церковных православных людях — за каждое слово, дело и любой поступок.

Поэтому афонские монахи советуют всегда творить Иисусову молитву — перед каждым словом, делом или принятием решения. Всегда стараться уступать, не лезть в споры или пустые разговоры. Хранить молчание и молиться за каждого человека. И всё это — с величайшей любовью ко Христу и нашей Церкви. Тогда и примерность наша станет очевидной.

На всём Афоне я ни разу не встретил человека, который мог бы отвернуть меня от монастыря или испортить настроение каким-либо неприглядным поступком. Все они какие-то яркие примеры доброй христианской жизни, и как жаль, что мне до них очень далеко. А так хотелось бы… Нет, не монахом стать, а просто хорошим христианином, примером для других, ещё неверующих людей.

Трудишься с братией и понимаешь, каким должен быть, а не получается. Но Господь и старание наше ценит.

Кстати, не совсем понимаю наших священников, которые приезжают просто попаломничать, поездить по монастырям, постоять на службах, немного пообщаться с монахами и всё это в спешке, с небольшими остановками на службу и ночлег. Наверное, в первый раз именно так и происходит, но последующие поездки обязательно должны стать более содержательными. С тем, чтобы остаться в каком-нибудь монастыре на несколько дней, потрудиться вместе с братией, приобщиться к внутренней жизни, скрытой от посторонних глаз. Вот, где уроки молитвы труда и послушания.

Об этом говорил мне и старец Григорий, когда я просил наставления перед возвращением в Киев.

ya i geronda

"Я и Геронда". Протоиерей Александр Акулов со старцем Григорием

На Афоне есть такая интересная особенность: никогда не произносятся проповеди во время богослужений. Разве что на трапезе игумен решит сказать слова наставления братии и паломникам. Поэтому лучшая проповедь — живое общение с монахами. В этих разговорах не услышишь высоких богословских тезисов и долгих духовных рассуждений. Люди говорят о жизни простого человека в современных условиях, дают советы так, будто сами пережили с тобой всё, с чем ты столкнулся.

Но для положительного итога таких бесед и советов есть одно условие: надо обязательно сделать так, как говорит тебе монах, к которому ты обращаешься. Иначе зачем спрашивать? Поэтому если решился попросить совета, будь добр, по приезду домой сделай, как тебе сказано, и всё будет по Воле Божией. Это очень важный элемент христианского послушания – следовать советам духовных наставников или любого священника, к которому обращаешься за помощью. Если же нет, не удивляйся, что многое в духовной жизни у тебя идёт не так и катится не в ту сторону.

С такими мыслями окончился третий день моего пребывания на Афоне, в монастыре Дохиар. Пролетел он совсем незаметно, как любой день, не имеющей здесь временных границ.

Следующий наступит уже через пару часов, и чего ждать от него на Святой горе, знает лишь Божия Матерь. Она здесь всем управляет.

Продолжение следует

Источник