Впереди — Воскресение

Закончился Великий пост, начинается совершенно особенный период в жизни Церкви — Страстная, или Великая, Седмица. Период познания тайны Божественной любви и Божественного милосердия. Мы вступаем в эти дни, и нам необходимо более задумываться уже не о своих грехах, о которых мы сокрушались весь пост, но о последних днях земной жизни Господа Иисуса Христа, Который Своим страданием и смертью искупил нас от грехов, Воскресением Своим открыл всему человеческому роду путь к воскресению. Но перед страданиями за род человеческий произошли два из ряда вон выходящих события: воскрешение Лазаря и торжественный вход Господа в Иерусалим

Воскрешение Лазаря показывает нам, что у смерти нет силы властвовать над человеком вечно. Что смерть для человека является успением — неким таинственным сном, который продолжается до тех пор, пока Господь не пробудит вновь душу для того, чтобы она воскресла для вечной жизни. Церковь научила нас этому, и мы веруем в то, что за порогом смерти жизнь не кончается, но начинается для души новая жизнь — та, для которой Господь предназначил каждую человеческую душу. И не только души человеческие воскреснут, но и тела. Господь при воскрешении Лазаря показал, насколько легко Ему воскресить человека. Он показал, что видение Иезекииля о всеобщем воскресении — не просто видение, а реальность, которая ждёт человечество в своё время.

Господь воскрешением Лазаря преодолел законы физического естества, Он нарушил Свои же законы по любви к человеку. Ради человека Он и другие Свои законы нарушает — воскрешая каждого человека, каждого из нас от смерти духовной, от рабства греху. Ведь часто человек духовно умирает ещё в земной жизни. Он встаёт на путь греха, на путь отпадения от Церкви. Казалось бы, что ему нет надежды на спасение, но для Бога возможно всё: «идеже хощет Бог, побеждается естества чин». Через Таинства церковные, через Причастие Самому Себе Бог воскрешает человеческие души, возвращает людей от смерти и греха к жизни с Ним.

Разделив с учениками радость, Христос просит их привести молодого ослёнка, и начинает движение событий, которые навсегда перевернут ход человеческой истории. Бог будет страдать, обливаясь кровью и потом, за человеческий род, Сам Себе принося жертву, будучи и жертвенным Агнцем, и Первосвященником, умрёт и воскреснет, победив ад и силу смерти… А пока Он на ослёнке под радостные крики толпы въезжает в Иерусалим.
И никто, даже ближайшие ученики Спасителя, не догадывался, что Он входил в этот город не для славы, а для того, чтобы через несколько дней пострадать от рук первосвященников и книжников, от гнева народной толпы — той самой, которая сегодня встречает Его с пальмовыми ветвями в руках. Он вошёл в Иерусалим, чтобы быть поруганным, оклеветанным, и взойти на Крест для спасения всего человеческого рода.

Можно подумать, что мнение народа так быстро, всего за пять дней, поменяться не может. Но разве это так? Христа встречала так толпа, потому что с Ним связывали надежды на разрешение политической, экономической ситуации. Иудеи много пострадали от римлян и ждали освободителя, революционера… Но, увидев кроткий Лик Бога — Бога, Который любит и ожидает спасения каждого человека терпеливо и смиренно, не увидев никаких решительных действий с Его стороны, ещё и науськанные фарисеями и членами синедриона, в корне меняют свою позицию и с ненавистью желают Ему распятия.

С тех пор мало что изменилось. Нередко приходится слышать, что человек, приходя в храм, тоже ищет чего-то материального, и, не получая этого, обижается на Бога и на Церковь. Такой человек готов вести борьбу с Церковью, уничтожить её… Мы видели тысячи таких примеров, и в наши дни продолжаем лицезреть подобное. Человек не в состоянии бывает рассмотреть тех благодатных даров, которые имеет Церковь, понять, от чего же его она спасает…

Не в состоянии, пока Господь не коснётся его сердца. Ведь и апостолы перед входом в Иерусалим стали просить, по-современному выражаясь, элитных политических кресел, должностей — впрочем, кто? Братья Зеведеевы, «сыны громовы», по выражению Спасителя. Скала, камень, что означает имя Пётр, тоже вскоре отречётся, Иуда предаст… Они пробыли со Христом три года, но так и не поняли до конца, «о чём это всё».

Есть в этом празднике ещё один образ — ослёнок. Помню, когда поступал в Московскую семинарию, мне задали такой вопрос: «Почему на русских иконах Входа Господня в Иерусалим осёл улыбается?» Тогда ответа я не знал. Оказалось, это образ некоторых пастырей, которые воздаваемую Христу почесть, как и этот ослик, принимают на свой счёт.

А вообще, праздник этот очень радостный. Не зря за литургией читается отрывок из Послания апостола Павла к Филиппийцам: «Радуйтесь всегда о Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). Жизнь христианина неотделима от радости, а радость — от христианской жизни. Многие глубоко заблуждаются, говоря, что христианство — это система ограничений и запретов, а христаине — грустные и скорбные люди. А если с некоторыми это так — значит, это неправильные христиане. Христиане участвуют в таинствах, соприкасаются с Богом, в таинстве Евхаристии соединяются с Ним, поэтому, выходя из храма, они несут свет, благодать и радость. И, опять же, если это не так — что-то не так с их духовной жизнью.

А нам, особенно сегодня, просто необходимо нести в мир радость. Особенно сегодня. В мир, который утопает в грехе, лжи и обмане… Господь призывает нас встречать Его словами «осанна!» Он призывает нас к радости не сиюминутных удовольствий, а к радости Божественной любви, которая таинственным образом всегда наполняет сердца наши, когда мы переступаем порог храма.

Священник Виктор Шинкарёв

Источник