Симферопольская епархия. Величие пещерного города Мангуп-Кале или как мы познавали еще одно творение Творца

24 ноября группа туристов-любителей и профессионалов побывала на Мангупе.

На самом деле хотелось просто отдохнуть, снять с себя маску серьезности и отдаться в лоно природы. И вот тепленьким 24-м днем ноября группа туристов-любителей и профессионалов отправилась на Мангуп. На автобус успели вовремя, что не могло не радовать. Билеты были выданы вразнобой, и по стечению обстоятельств каждый нашел себе благодарного собеседника каким-то лотерейным способом. От автостанции до пункта назначения мы ехали час двадцать. А после началось...

Первое, что мы увидели – это лошади, ослики и озеро. Затем стали вырисовываться живописные горы, укрытые зеленым покрывалом. Наш экскурсовод Юлия Лейбенсон, которую мы в конце экскурсии все очень благодарили, провела нам инструктаж.

Далее – подъем на гору. Это была самая тяжелая часть похода. На первом «официальном» привале (а было еще несколько «неофициальных») мы старались напиться воды из источника, из которого априори напиться невозможно. Затем по дороге наше внимание было обращено на надпись: «Благословен грядущий во имя Господне!». На этом этапе пришло смирение, и стало как-то легче.

На втором привале мы остановились у оборонительной стены, выложенной из камней первоначально в VI веке и продолженной в период турецкой перестройки 1503 года. Юля рассказывала, что мы вот-вот должны войти в город.

И вот мы в средневековом городе-крепости в Бахчисарайском районе Крыма. Вокруг множество руин. И здесь лучше расскажет наш экскурсовод: «Мангуп был заселен начиная с медно-каменного века (энеолита), потом на территории его расположения проживали готаланы (это VI век), затем крепость завоевывали хазары (VIII век). Местное население подняло против них восстание, а главой восставших, кстати, был святитель Иоанн Готский. Потом произошло какое-то бедствие, скорее всего землетрясение (XI век), и жизнь на плато прекратилась. Средневековое княжество Феодоро, столицей которого считался Мангуп, возникло примерно в начале XIV века и исчезло через полтора столетия, в 1475-м году, при нападении турок. В переводе название означает «Дар Божий»; происходит, скорее всего, от имени одного из первых правителей.

В Восточной Европе княжество Феодоро занимало отнюдь не последнее место. Мангупские князья выдавали дочерей за властителей соседних держав (в частности Трапезунда и Молдавии-и-Валахии). Рассматривался вариант породнения с великим князем Московским Иваном III, но нападение турок разрушило все планы.

При нападении турки с относительной легкостью взяли все крепости феодоритов, кроме Мангупа. После полугодовой осады хитрое турецкое войско сделало вид, что уходит. Когда защитники крепости радостно открыли ворота, турки ударили из засады и перебили почти все население столицы Феодоро. Так закончилась судьба княжества, которое только начинало действовать на международной арене.

Уже с XV по XVIII век на Мангупе прекрасно живут караимы, а точнее евреи караимского обряда (от «карай» – то есть читающий (Тору))».

А сегодня, в XXI веке, в прекрасный осенний день по плато ходили мы и рассматривали остатки сооружений, некогда возведенных народами, которые здесь проживали. Илья обратил внимание на цвет травы. Она была насыщенного изумрудного цвета.

Мы с интересом осматривали кенассу – молельный дом караимов (XV–XVIII вв.) и микву – ритуальный бассейн. Затем – караимское кладбище (XV–XVIII вв.) и ванну для дубления кожи. Юлия рассказывала нам обо всем, что связано с этими местами. В это время Максим и все желающие фотографировали все, что нас окружало, чтобы осталась запечатленная на снимках память всей этой красоты. Затем мы прошли к базилике (VI век).

Поднявшись на самую высокую точку нашего путешествия, мы ощутили какую-то мощь, величие гор и необъятность пространства. Для более глубокого понимания хочется привести цитату святителя Тихона, епископа Воронежского: «Да будут тебе случай сей удивиться Всемогуществу Бога, Который вся сия из ничего словом единым сотворил». И уже не глазами смотришь на окружающий мир, а сердцем чувствуешь. И ради этого ощущения стоит ходить в походы, – сделала я про себя вывод.

На каком-то этапе похода мы пообедали. Точное время сказать не могу, поскольку единогласно мы решили, что «счастливые часов не наблюдают». Если вкратце рассказать о нашей трапезе, то на импровизированном столе были даже ананасы.

Затем Юля нам показывала дворец князя Алексея (середина XV в.), цитадель (XV в.), монастырско-оборонительный комплекс «Барабан-Коба». Также нам удалось посмотреть гарнизонную церковь (XIV–XV вв.) и восьмигранную церковь за цитаделью. А мечеть Баязида, располагавшаяся в селение Адым-Чокрак, – увы, не сохранилась.

Времени до автобуса, на котором мы должны были возвращаться, у нас оставалось впритык, на улице темнело, поэтому мы дружненько развернулись и направились в обратную сторону.

Вот такие яркие вспышки остались у нас в воспоминаниях об этом 24-м ноябрьском дне. Спасибо всем, кто принял участие в походе и, главное – его организаторам, Юлии и Денису. Без них мы бы не познали еще одно величественное творение Творца...

  • AL8f--8VauA
  • RWL49szJuvc
  • foto-25.12.2013
  • fsWjavJKOeg
  • siRtCC14pNo
  • xyB6xeKQFjI

Екатерина Попова