Как прошел 2014-й в Ровеньковской епархии? Неофициально об официальном

Как за официальными сообщениями разглядеть всю многогранность церковной жизни? Об этом — протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма во имя свв. Богоотец Иоакима и Анны г. Ровеньки

Прекрасно понимаю, что официальные сообщения необходимы, они — своего рода, документ, подтверждающий и утверждающий.

Прочитал — узнал. Казалось бы, этого вполне достаточно, но не тут-то было. Как ни сочиняй официоз, как запятые, тире и прочие знаки препинания ни расставляй, выводы читатели сделают самые разнообразные. Каждый будет рассматривать прочитанное сквозь призму своего собственного понимания и «фильтровать» прочитанное сообразно собственной греховности.

1

Официоз нынче — это средство и инструмент будущего отчета вышестоящим инстанциям, что мы не только служим и дышим, но еще и указания с пожеланиями начальствующих исполняем. От того, что благополучно отчитался и получил благосклонное «утвердить и одобрить» или менее тёплое «принять к сведению» — особой радости не испытываешь. Просто вздох облегчения и «реинкарнация» давнего студенческого «сдал и забыл». Праздника сдача отчета не приносит, ни самому отчитывающемуся субъекту, ни окружающим, но сдавать отчёты приходится аккурат под праздники.

Так как же перейти от сухого, официального отчета к грядущему празднику? У нас ведь годовой отчет приурочен не только к очередному светскому новому году. Он делается в преддверии великого и радостного Рождества Христова.

Как за официальными сообщениями разглядеть многогранность церковной жизни?

Как не впасть в мирской критический скептицизм или в любимую многими церковную елейность, когда любые события рассматриваются — только и исключительно — с «умилительной» точки зрения?

Ответ прост: надо приехать и пожить церковными заботами, проблемами, успехами и недостатками, и только потом делать выводы и анализировать.

Ведь каждая епархия особенная, хотя живем по одному церковному календарю, имеем одни и те же епархиальные отделы, одинаково пишем прошения и получаем прещения, да и служим по одному Уставу.

В последнюю неделю уходящего календарного года собралось священство из 101 прихода Ровеньковской епархии в городском Свято-Никольском храме, который в послевоенном 1949 году был открыт, как молитвенный дом, а нынче стал собором.

2

В алтаре служил наш архиерей, Преосвященный Пантелеимон, в сослужении своих благочинных, а остальные протоиереи, вкупе с иереями и немногочисленными священнослужителями монашеского чина, молились в храме.

3

4

5

6

7

8

Все по чину, по регламенту, со знакомыми распевами и одинаковой ризницей, то бишь служащие в желтых облачениях, а молящиеся в рясах да камилавках фиолетовых. Казалось бы, ничего неожиданного, необычного и «эксклюзивного». Всё как положено, веками отлажено и ранжиром распределено.

Это если со стороны смотреть. Со стороны кажется, будто священники друг от друга лишь возрастом да густотой бород отличаются.

9

Но сейчас иной, более внимательный взгляд необходим. Если знать, что пришлось пережить прихожанам и священникам епархии прошедшим летом и осенью, то сухие строчки официального сообщения — «Правящий архиерей наградил иерархическими наградами священнослужителей, проявивших стойкость и мужество в период боевых действий и не оставивших приходы и паству в тяжелое время испытаний» — совсем по-иному зазвучат.

По-иному выглядят давно знакомые обличья священнические, особенно у тех отцов, которые не просто слышали дальний гул артиллерии, но вздрагивали и пригибались при близких взрывах и выстрелах, у тех, кто теперь с тревогой прислушивается к любому громкому звуку или гулу. Как не прислушиваться и не опасаться, если 7 храмов епархии серьезно пострадали, если разрушенные церковные здания в поселках Новосветловка и Хрящеватое, уже всему миру известных, стали ужасными символами дьявольской междоусобной «пляски» на земле донбасской.
После литургии, в городском ДК, епархиальные повара устроили чайно-постный фуршет для всех в рясу облаченных, а затем состоялось и само итоговое собрание.

Епархия молодая, это лишь второе столь представительное собрание за её историю. Я, честно говоря, опасался, что встреча, исходя из непростой ситуации вокруг нас, пройдет сухо и чисто протокольно.

Зря боялся.

Епархия, опаленная войной, от общих фраз и отчетов в цифрах отвыкла

Отчет владыки был краток, конкретен и, как мне кажется, каждому интересен, тем более, что в иные месяцы у нас вообще не было связи, а поездки по епархиальным городам и весям были просто опасны.

10

11

Наверное, именно поэтому отчеты глав епархиальных отделов, особенно тех, кто напрямую соприкоснулся с войной, были необычны по своему содержанию и эмоциональности.

В качестве примера приведу две цитаты из выступления главы епархиального отдела по сотрудничеству с ВСУ:

- «и да простит нас епархиальное здравоохранение, но военнопленных мы обеспечиваем табачным довольствием»;

- «мы успешно окормляем военнопленных. Двое из них женились».

Невольно подумалось: ведь за каждой службой молимся о плененных, но как-то всё привычным речитативом, вскользь и не задерживаясь. И вот — коснулось. Напомнило. Как же нынче стала понятна неотмирность и вневременность наших повседневных молитвенных прошений! Вот когда понимаешь, насколько мудра и проницательна фраза царя Соломона «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Эк. 1:9).

В эти дни многие спрашивают: «Как живется священнику в так называемой зоне АТО?»

Нимбы героев священники не одевают, но вот седину у тех, кто намного моложе меня, увидеть пришлось. Да и как не поседеть, если и в подвалах приходилось отсиживаться, когда земля под ногами ходуном ходит, и купол храмовый сразу по окончании службы снаряд навылет пробивал, и осколки мин витражи и окна церковные крошили, да и домам священническим досталось.

Несколько священников не выдержали. Наскоро собрали свои немаленькие семьи — и уехали. Но осуждать их язык не повернётся. Недаром владыка Пантелеимон и сегодня, когда уже изданы указы о запрещении их в служении, как самовольно покинувших приходы, ждет этих батюшек, и у меня нет ни малейшего сомнения, что он постарается их понять, а при покаянии — и простить.

12

Сегодня грохочет только вдали, на западных рубежах епархии, но сложностей служения и жизни не убавилось. Главное, после частых Литургий, молебнов и треб, – социальная работа.

Обнищавшие прихожане, отсутствие медикаментов, проблемы с питанием, одеждой, содержанием детских домов и хосписов для престарелых — всё это напрямую касается наших приходов. Большая часть доклада нашего епископа именно этим проблемам и была посвящена. И, слава Богу, получается реально помогать — кормить и одевать наиболее пострадавших и немощных.

Праздником для всех нас стала помощь, оказанная верующими Сумской епархии, которые накануне наших епархиальных сборов прислали нам целый «КамАЗ» продуктов, одежды и прочих необходимых вещей. Знаю, что многие наши священники сегодня возносят молитву за архиепископа Сумского Евлогия и его добрую, милосердную паству. Ведь каждый приход получил частицу христианской любви православных сумчан.

Непростое время переживаем. Часто эмоции преобладают. Иногда и растерянность посещает, и уныние достает, да и чисто по-человечески страшно бывает, но все же «Слава Богу за все!».

А тем, кто берётся рассуждать о делах церковных, опираясь лишь на официальные сообщения, хотел бы напомнить основополагающее правило журналиста: «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете».

С дивана или кресла можно красочно рассуждать, а чтобы действительно знать и понимать – приезжайте. Послужим, посмотрим, поговорим, обсудим.

Фото: Александр Козлов, Тарас Любавцев
Источник