Алчевская молодежка.Участия волонтёров лечебницы в мастер-классе: «Элементы занятий с детьми, страдающими аутизмом»

11 апреля 2014 года волонтеры Алчевской духовной лечебницы стали участниками уникального научно-практического мастер-класса. В специальной областной школе-интернате города Перевальска собрались коррекционные педагоги, психологи, дефектологи, реабилитологи, логопеды для того чтобы обменяться опытом, получить консультации, узнать о новых тенденциях и методах работы, которые используются в работе с детьми, страдающими аутизмом

Доктор психологических наук, заведующая лабораторией проблем аутизма Института специальной педагогики АПН Украины Татьяна Викторовна Скрипник и методист кафедры Инна Недозим презентовали свою работу и методы, помогающие в лечении, реабилитации и социализации детей с аутичными отклонениями в развитии. Исполняющая обязанности директора Перевальской специальной школы-интерната, дефектолог высшей категории Татьяна Викторовна Семенова рассказала участникам встречи об уникальном эксперименте, который проводится при поддержке кафедры дефектологии и психо-коррекции Луганского национального университета имени Т.Г. Шевченко, и с 2013 года проходит на базе специальной школы-интерната. 

В экспериментальном классе для детей с аутизмом обучение проводится по специальной программе утвержденной Луганским институтом повышения квалификации, которая включает в себя специальные пособия, в том числе, автором которых является Татьяна Викторовна. Разработанный специальный букварь, пособие по математике в доступной форме открывают детям с ограниченными возможностями дорогу к знаниям, с учетом умственно-психологических трудностей, которые они испытывают. Экспериментальная работа на протяжении 2013-2014 г.г. проходит довольно успешно, и уже можно было увидеть некоторые практические результаты. Это, безусловно, порадовало всех присутствующих, поскольку в такой области психо-коррекции, какой является помощь детям с аутизмом, на сегодняшний день нет единого, достаточно результативного метода обучения и реабилитации.

Помощь детям с аутизмом является комплексной, достаточно разноплановой и требует привлечения внимания широкого круга специалистов. Татьяна Викторовна Семенова на протяжении нескольких лет консультирует детей с синдромом аутизма и их родителей в духовной лечебнице города Алчевска, где дети получают кроме психофизиологической и духовную помощь в православном центре, а результаты становятся видимыми и обнадёживающими. Дети с удовольствием занимаются у специалистов, родители получают психологическую поддержку и рекомендации в воспитании своих особых детей.

Интересным стало содержание мастер-класса «Элементы занятий с детьми, страдающими аутизмом», который провели специалисты из г.Киева. Был продемонстрирован ряд специальных упражнений, корректирующих психофизиологические функции внимания, моделирования речи, речевого диалога, коммуникативных навыков, эмоционального реагирования, социальной включенности в коллектив.

Интерес у присутствующих специалистов вызвала, предложенная методистом Инной Недозим, схема содержания коррекционных учебных занятий с учетом развития необходимых навыков и применяемых развивающих стимулов.
Новым направлением в коррекции поведения детей с аутизмом стал взгляд на базовую составляющую результативной работы. В практике был сделан акцент на работу с телом, с телесными зажимами и паттернами, что является необходимой составляющей перспективного подхода к лечению аутичных проявлений в психофизиологии у детей. Опора на ресурсы ребенка с целью преображения его личности – это путь повышения коэффициента полезного действия в комплексной работе специалистов. В соответствии с методами помощи, коррекции и реабилитации детей с аутизмом, истоки развития психики базируются на тонической регуляции. Поэтому, тонус следует формировать вначале, а потом вводить в сознание ребенка присутствие другого человека в его окружении и обществе. Перемены в психофизиологической структуре изменяют восприятие мира ребенком. Для мобилизации ресурсов рекомендуется использовать ипотерапию. И в ситуации мобилизации и собранности в телесных границах, рекомендуется приступать к формированию речи, развитию речевых функций ребенка.

Моторика является фундаментальной структурой, развитие которой приближает ребенка к взаимодействию со сверстниками, обеспечивая групповое взаимодействие ребенка в коллективе и социализацию. Работу с тонусом можно проводить по четырем направлениям, способствующим снятию мышечных зажимов, развивающих пластичность тела ребенка, обучающих его двигательному планированию, раскрепощающих тело. Мобильность и пластичность тела помогает избавляться ребенку от стереотипов поведения и двигательных повторяющихся движений, патологических привычек. Улучшению способности к обучению способствует отход от стереотипов в поведении детей, страдающих аутизмом. Развитие умения владеть телом является необходимым элементом развития ребенка с аутизмом. Учет двух принципов в работе упрощает коррекционный процесс.

К таким принципам относятся:
1) Структурированность материала занятий.
2) Визуальная поддержка ребенка в процессе коррекции.

Важным в этом процессе также являются:
- символы зон действия,
- групповое взаимодействие,
- введение расписания,
- структура заданий,
- приучение ребенка к последовательному выполнению действий,
- опора на сформированные навыки.

Участие специалистов высокого профессионального уровня в мастер-классе обогатило нашу практику работы с детьми, страдающими аутизмом. Обмен профессиональным научным опытом положительно сказывается на процессе изучения проблемы аутизма. Волонтеры Алчевской духовной лечебницы, работающие с детьми с ограниченными возможностями, расширили границы представлений о практических методах коррекционной педагогики, психологии, развития речи у детей с аутизмом и получили подтверждение повышения своих профессиональных знаний в виде сертификатов участников семинара. Среди них: Ковалева Елена Валентиновна, Косенко Алена Игоревна, Стеблина Марина Анатольевна, Дьяченко Элеонора Валерьевна, Смолякова Лариса Николаевна, Розина Елена Витальевна, Ефимова Ирина Викторовна.

Волонтеры, специалисты Алчевской духовной лечебницы выражают благодарность организаторам мастер-класса, руководителям и педагогам Перевальской областной специальной школы-интерната за теплый прием, профессиональную поддержку в оказании психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями и детям, страдающим аутизмом.

  • DSCN1023
  • DSCN1034
  • DSCN1561
  • DSCN1591

Ирина Ефимова,
доктор философии в области психологии,
практический психолог БФ«АДЛ»