"Восстань, что спишь, Господи!" Псалом 43. Объяснение

Понимая, что текст Псалтири, написанный в другом тысячелетии, на другом языке, непрост для восприятия современным человеком, мы попросили библекиста Владимира Сорокина дать пояснения на самые сложные места. Так появилась книга «Живая Псалтирь день за днем»

Псалом 43

1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.

2 Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние:

3 Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их;

4 ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.

5 Боже, Царь мой! Ты — тот же; даруй спасение Иакову.

6 С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас:

7 ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня;

8 но Ты спасешь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас.

9 О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек.

10 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими;

11 обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас;

12 Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами;

13 без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его;

14 отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас;

15 Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками.

16 Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лицо мое

17 от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя:

18 все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего.

19 Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего,

20 когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.

21 Если бы мы забыли имя Бога нашего и простерли руки наши к богу чужому,

22 то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.

23 Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

24 Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.

25 Для чего скрываешь лицо Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?

26 ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле.

27 Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей.

Псалом 43 не содержит прямого молитвенного обращения и вместе с тем весь оказывается своего рода молитвой, причем, в данном случае, молитвой покаянной. Судя по упоминанию рассеяния и «земли драконов», псалом был написан во времена Вавилонского плена: «землей драконов» называли обычно именно Вавилонию, в столице которой — Вавилоне — и оказались евреи, депортированные из Иерусалима после его разгрома.

Как видно, автор псалма надеется в первую очередь на постоянство Бога. Он не случайно вспоминает «древние 3dbe69cbdf58d4273dbd0c6f96feb4cc-250x386дни», имея в виду времена еврейского завоевания Палестины: именно тогда Бог шел впереди Своего народа, прогоняя перед ним всех, кто мог помешать ему исполнить Божий замысел. Та ситуация резко контрастирует с ситуацией, свидетелем которой стал псалмопевец: теперь, наоборот, другие народы гонят прочь народ Божий с его земли. Казалось бы, здесь нетрудно увидеть тот самый маятник, о котором нередко говорят историки: вчерашние победители в свой черед терпят поражение, и ничего странного в таком развитии событий нет. Но автор псалма видит ситуацию иначе.

Если бы история была чисто природным, социальным процессом (а социум как таковой является особой частью природы), евреям действительно (по крайней мере, в исторической перспективе) не на что было бы жаловаться: вчера победителями были они, а сегодня им на смену пришли другие, поступив с ними так же, как прежде они сами поступали с побежденными. Однако для псалмопевца понятие «народ Божий» не сводится к представлению о том, что евреи — яхвисты, в остальном похожие на прочие народы. «Народ Божий» для автора псалма — это народ, живущий не по законам социума, а по закону, данному Богом, и пребывающий не в пространстве одной лишь земной истории, но и в пространстве провиденциальном, в пространстве действия промысла Божьего.

Именно это и следование данному Богом закону делают еврейский народ народом Божьим.

Становится очевидно, что всякое отступничество и отказ от такой жизни ставят еврейский народ в ряд других народов Земли, делая его подобным другим. Отказавшись жить в пространстве действия Божьего промысла, он становится подверженным тем же непредсказуемым поворотам исторического процесса, что и любой другой. Именно это и произошло незадолго до Вавилонского плена, который стал следствием произошедшего. В такой ситуации выход лишь один: покаяние, притом общенациональное. И, судя по словам псалмопевца, оно, по крайней мере, началось.

Что такое покаяние? В чем его смысл и его основание? И по-еврейски, и по-гречески слово, которое мы переводим как «покаяние», означает «обращение» — естественно, к Богу.

Как видно, именно обращение и есть основа того, что называется покаянием. Человек, община или целый народ, прежде стоявшие к Богу спиной и не обращавшие внимания ни на Него Самого, ни на Его закон, ни на Его волю, теперь поворачиваются к Нему лицом. Разумеется, не только и не столько в смысле религиозном — религиозность сама по себе, даже самая усердная, в духовной жизни обычно не многое меняет, — сколько в смысле духовном, который предполагает готовность идти за Богом, исполняя Его волю, а не просто некие религиозные предписания.

Однако такая готовность идти за Богом означает и необходимость переосмыслить и переоценить прежнюю жизнь со всеми ее составляющими —будь то жизнь отдельного человека, общины или целого народа. Для настоящего обращения совершенно необходимо понять, что же мешало человеку, или общине, или даже целому народу выстроить нормальные отношения с Богом, что им препятствовало. Иначе и новое обращение может закончиться тем же, чем закончилась прежняя жизнь с Богом: неосмысленные проблемы, непонятые грехи возникнут снова, и история вполне может повториться. Такое осмысление, как может показаться на первый взгляд, не имеет прямой связи с обращением как таковым, но без него оно не будет ни полноценным, ни устойчивым.

Одного осмысления недостаточно. Осмысление — процесс сугубо интеллектуальный, больше психический, чем духовный, и сам по себе не обязательно приводит к осознанию греха как такового. Так бывает и с отдельными людьми, и — еще чаще — с человеческими сообществами, включая целые народы. В этом случае обычно предполагается, что в прошлом отдельного ли человека, целого ли народа было, конечно, нечто негативное, имел место какой-то грех, но вместе с тем было в нем и что-то хорошее, а значит, отказываться от прежней жизни полностью было бы неправильно.

Однако такое рассуждение хорошо лишь в теории. На практике духовная жизнь, как и всякая жизнь вообще, оказывается довольно цельной, и оценить ее можно лишь в этой цельности. Относительно такой цельности и надо спросить себя: соответствует ли наша жизнь Божьей воле, данному Богом закону, или нет? Если ответ неоднозначный, в чем-то да, а в чем-то нет, значит, в целом жизнь Божьей воле и Божьему закону не соответствует. Конечно, чтобы это понять, одного осмысления мало, нужно уже осознание греха именно как греха, как чего-то такого, что становится между нами и Богом.

Все сказанное относится и к отдельным людям, и к человеческим сообществам, включая целые народы. Встает вопрос: где проходит граница, за которой можно говорить уже о народе, а не просто об отдельных людях? Известно, что в каждом таком сообществе есть и те, кто ищет пути праведности, и нечестивцы, готовые на все для достижения своих целей.

На кого же смотрит Бог?

Разумеется, Ему важен прежде всего отдельный человек, и праведник во всяком случае не останется без Его помощи и поддержки. Что же до народа, то важно отношение его большинства к тем праведникам, которые живут среди него. Псалмопевец говорит не только о себе, он говорит от лица целого сообщества, существовавшего внутри жившего тогда в Вавилоне народа. Как видно, не он один все понял, осознал, раскаялся и обратился к Богу. А судьба народа в целом определялась тем отношением к обратившимся, которое народ выкажет: поддержит ли он их или нет. Известно, что еврейская община Вавилона их поддержала и получила шанс на еще одну, фактически вторую, историческую жизнь.

Наше покаяние — какое оно? Доходит ли оно до конца?

Приобрести книгу Владимира Сорокина "Живая Псалтирь день за днем". Практика чтения, молитвы и созерцания