«Не надейтесь избавиться от книг». Non/fiction – литература, которая учит думать!

Сегодня, в век высоких технологий, когда, казалось бы, должны сбыться «пророчества» фантастов об исчезновении печатного слова, книга переживает свое второе рождение. Книги есть. Их читают. Этой хорошей новостью делится с нами человек, посвятивший себя книжному делу

Покинув родной город с двумя чемоданами книг, он открыл дело, в которое мало кто верил: книжный магазин с «особой» литературой. «Полка» – это место, пространство, куда можно прийти в поисках нужной книги и уйти с планом прочтения на ближайшие годы. Мы приехали в гости к Александру Карпюку и попытались разузнать, что же такое эта нехудожественная литература, литература для думающих людей.

Ваша жизнь построена вокруг книги и в прямом, и в переносном смыслах. Что для Вас книга?

Книга – это то, что оставляет человека на плаву разума. Ее прекрасный консерватизм похож на встречу с престарелым джентльменом в котелке и с тросточкой в центре шумного железобетонного мегаполиса. Он обращается к вам на «Вы» и рассказывает удивительные истории прошлого. Когда-нибудь общество потребления захочет окончательно проститься с этим джентльменом, но пока повторим название известного произведения: «Не надейтесь избавиться от книг» (Жан-Клод Карьер, Умберто Эко. «Не надейтесь избавиться от книг». – Прим. ред.).

Публицистика – это что-то новое или этот жанр существовал всегда? С чего стоит начинать тем, кто заинтересовался литературой для думающих людей?

Публицистика – это шаг навстречу живой мысли. Это возможность диалога с человеком думающим, который что-то открыл для себя, понял, по-новому взглянул на прежние, известные вещи. Не перечислить всех авторов, всех «классиков» публицистики, поэтому рекомендую потрудиться и найти «своего» автора и дальше через него постигать, иметь общение с лучшими умами человечества. Публицистика по большому счету существовала всегда. Есть классическое разделение на жанры, но чем можно считать творения и речи того же Платона, труды Аристотеля, речи Сенеки? Основатель эссеистики Мишель Монтень уже в письменной форме анализирует происходящее с помощью художественного образа. Последние годы в христианской среде все чаще вспоминают Льюиса и Честертона. Оба дружили, обоих волновали схожие темы. Но для большей части читателей известна часть трудов, находящаяся на поверхности. Льюиса вспомнят, благодаря «Хроникам Нарнии», «Письмам баламута». Но лишь в прошлом году на русском языке впервые издали его лекции об английской культуре, которые он читал студентам Оксфорда. То же касается Честертона – широкий круг вспомнит его отца Брауна, но его публицистика – глоток свежего воздуха, который, к сожалению, добирается чаще всего лишь до специалистов. Не зря Честертон утверждал, что сможет сделать из журналистики поэзию.

Саша, расскажите, почему именно публицистика? Чем для Вас эта литература особенно привлекательна?

Сегодняшний «плуг» – клавиатура, зерно – книги, интернет, общение. Каждый мог бы стать профессионалом в любой области, не выходя из дома. Философия, литературоведение, искусствоведение, социология, научно-популярная литература сейчас особенно важны, на мой взгляд. В информационном обществе человек «незнающий» – это безоружный или не желающий знать. Прекрасно было бы возвращение человека к земле и собственному производству вдали от цивилизации, но это вряд ли произойдет. Умная книга нужна потому, что дает возможность твердо стоять на ногах. За последние годы человек мог буквально сойти с ума от информационной войны, пропаганды и неимоверного потока «информации». Новости в этой ситуации подобны рою комаров, кусающих до крови человека яркими заголовками, вечными угрозами зла, дезинформацией. Человеку нужен нон-фикшн. Парадокс: мы продаем книги, на которые человек будет тратить много сил. То есть человек покупает недешевое издание, а мы еще и заставляем его трудиться. Определенно – это трудная литература, над которой работают душа, разум и воля. Мне нравится этот труд, результат его – это расширение мировоззрения и понимание того, насколько мир необъятен, глубок и порою необъясним.

Чем чтение литературы «нон-фикшн» отличается от чтения художественной литературы?

Читая художественную литературу, человек созерцает, наблюдает за происходящим. Чтение художественной литературы развивает эмпатию, сострадание, расширяет жизненный опыт человека, психологически развивает его. В свою очередь нон-фикшн – это диалог. Объемный и красивый массив художественного текста «приправлен» тезисами, образами, идеями. В нон-фикшне исследователь может сразу утверждать то, о чем читатель не догадывался. Тезисы, связанные в цепь суждения, заставляют «просыпаться и думать». Эти книги – разговор с умным собеседником, требующий подготовки. Возможно, потому отнюдь не всем хочется читать подобную литературу. Ведь здесь поневоле нужно орудовать фактами, закаляя мозги, укрепляя эрудицию, соглашаться или спорить, но при этом впускать что-то новое в свою жизнь и, соответственно, по-новому жить.

Публицистика – это то, о чем смело можно сказать, закрыв книгу: «Моя жизнь никогда не будет прежней». И тут главное, чтобы повезло с автором.

Кто они, самые яркие представители публицистики?

Авторов книг нон-фикшн очень много. Может быть так, что автор выпустил одну-две книги определенной области, но чаще всего «копает» какую-то тему. Например, Павел Басинский за последние годы написал три книги о Льве Толстом: «Лев Толстой: бегство из Рая», «Святой против Льва: Лев Толстой и Иоанн Кронштадтский», «Лев в тени Льва». Каждая из работ – ракурс какого-то интересного фрагмента из жизни классика русской литературы. Как шутят, Басинский уже буквально прописался в Ясной Поляне. Писатель становится знаменит после перевода на язык читателя. Например, широкий круг вряд ли часто слышал фамилию Сонтаг, но благодаря издательству Ad Marginem, русскоязычный ценитель хорошей литературы узнал об одной из самых интересных личностей ХХ века. Таких примеров множество, работа в книжном магазине учит: хороших книг очень много, но мы о них не знаем.

Кто они, люди, читающие эти книги, те, кто заходит к вам в «Полку»?

Читающих людей значительно больше, чем тех, которые посещают сегодня книжные магазины – не правда ли прекрасная новость? Наша задача дать человеку ту книгу, о которой он и не подозревал. Открываешь, например, «Записи и выписки» Михаила Гаспарова и почти постоянно удивляешься, как раньше мог без этого жить. Нужно дать человеку книгу, поверить в читателя, думать, что ему под силу нечто большее, чем плохо написанный детектив или любовный роман. Возможно, перед нами стоит потенциальный философ, а мы ему советуем всякую глупость. Потому и нужны хорошие книги – дать человеку возможность вступить на неизведанную землю. Чудо встречи прекрасно описано в книге «Стоунер». Главный герой по совету отца-фермера поступает в университет. В течение четырех лет он должен изучить все, что будет полезно в ведении сельского хозяйства, и вернуться домой. Но происходит Чудо встречи. Во время одного из занятий преподаватель английской литературы обращает внимание студента на один из сонетов Шекспира. После этого студент начинает «пробовать» литературу, поэзию, в итоге переводится на филфак, становится преподавателем. В идеале, каждое попадание в книжный должно происходить по сценарию «Стоунера».

Неужели недостаточно читать просто умные статьи и мысли современников? Сейчас в интернете можно найти что угодно. Стоит ли тратить капиталы на книги незнакомых авторов?

Хватает ли ценителю хорошей музыки и кино одного направления или тематики? Так и с книгами. Важен не тип, не жанр, а желание постоянно двигаться, переворачивая тысячи страниц, чтобы узнать. Узнав, «посадить» нужную мысль в сердце, укоренить ее в делах. Начитанный человек полон красоты слова, вряд ли он будет бросаться словами на ветер, потому что вкусил красоту знания. Есть прекрасные слова предисловия одного из трудов Алексея Федоровича Лосева: «Беритесь за ум, бросайтесь в живую мысль, в живую науку, в интимно-трепетное ощущение перехода от незнания к знанию и от бездействия к делу, в эту бесконечную золотистую даль вечной проблемности, трудной и глубокой, но простой, здоровой и усладительной. Певучими радостями овеяна живая мысль, бесконечной готовностью жить и работать, быть здоровым и крепким. Весельем и силой заряжен живой ум».

Есть ли какой-то список литературы для начинающих?

Существует много списков с рекомендованной литературой. Один из них составлен Иосифом Бродским, его часто можно было увидеть в соцсетях. Безусловно, фундамент культурного и научного знания – античность, переходящая в христианскую культуру и т.д. Когда новички спрашивают, как начать разбираться в философии, почти все советуют прочитать для начала Платона и Канта. Есть необходимая база, но при этом каждому стоит найти свое на этом огромном острове истории. Но первые знакомства с этим миром происходят чаще всего не самостоятельно, а в рамках учебной программы. Так как современный преподаватель не имеет возможности проработать с каждым учеником его личный «список», то нередко молодые люди оканчивают обучение с чувством презрения и даже ненависти к писателям, литературным направлениям, языкам.

Что касается новинок, то их очень много. Например, совсем недавно начали выходить лекции по русской литературе Николая Либана. Буквально на днях появился двухтомник лекций по истории философии Александра Пятигорского. Издательство Ad Marginem издало несколько феноменальных книг по экономике. Одна из них «Мистер Смит и рай земной: изобретение благосостояния» – история экономики в простых историях. Интересно даже гуманитариям. Еще одна – «Капитал в XXI веке» Томаса Пиккетти – одна из самых ожидаемых книг года.

Порекомендуйте пять книг для наших читателей, на которые, на Ваш взгляд, стоит обратить внимание.

Наталья Трауберг. «Из тетрадей» и «Сама жизнь». Удивительные автобиографические воспоминания тайной монахини, переводчицы Честертона, Вудхауза и многих других.

Вера Мильчина. «Париж в 1814–1848 годах: повседневная жизнь». Феноменальный рассказ о том, как Париж обрел свой нынешний облик. Ведь еще в том же XIX веке это было одно из самых грязных и не самых романтичных мест в мире.

Гастон Башляр. «Поэтика пространства». Непростая, но интересная работа французского философа о том, чем для нас является близкое нам. Интересные наблюдения о доме, чердаке, подвале и о том, что важно для каждого жителя.

Михаил Гаспаров. «Записи и выписки». Одна из самых цитируемых книг наших страниц в соцсетях. Это дневник известного филолога и редактора, рассказы о детстве, известных людях того времени, встречах с Юрием Лотманом, Сергеем Аверинцевым и многое другое.

Протопресвитер Александр Шмеман.«Литургия смерти». В этом году этот труд получил философскую премию имени Александра Пятигорского – один из немногих случаев, когда светскую премию получает труд священника. Но если обратиться к исследованию отца Александра, становится понятно, почему этот редкий парадокс стал реальностью.

Беседовала Анна Лелик

Приобрести журнал «Фамилия» через интернет-магазин

Подписаться на журнал «Фамилия»