"Это не просто книга, это - спутник". Литературный критик о книге "Движение к небу"

Движение к небу отчасти напоминает… лестницу. Преодоление ступени за ступенью. Разговор о родине, о любви, о творчестве. В первых разделах разговор идёт о базовых понятиях, ступеньки кажутся не слишком высокими, хотя и очень широкими. А дальше начинается почти битва: любовь, дети, грех, страдание (боль)...

"Прочитав название, а затем и вернувшись к нему после прочтения, не могу решить, что есть это «движение». Всё – и только условность. Слишком много, чтобы принять без размышления. Несомненно, это концепт: в ощутимом нами мире в покое находится только мёртвое. Несомненно, теологумен: Бог творящий, Бог спасающий, наконец, Промысел Божий. Когда спросила отца Сергия, что это за «движение», ответил: промысел. Слово пришло от издателей, и оно действительно промыслительно совпало с «Движением слов» - передачей на радио, которую ведёт отец Сергий. И название передачи тоже не придумано, а дано. Возникало само. Нет, не само, а – подсказкой.

Движение – признак того, в чем есть жизнь. Живот. Жужжание радости, сомнения, надежды и отчаяния. Нестатичность. Нестабильность. Временность, уходящая в вечность – всё это и есть движение. Заглавие книги даёт точный адрес – движение к небу. И после прочтения уверилась, что название абсолютно точное. Для книги, в моём восприятии, это очень важно. В названии – и содержание, и фрагменты. Прочитав название, уже знаешь наверняка, что это за книга и для кого. Так что книгу можно поздравить, как человека.

Движение к небу отчасти напоминает… лестницу. Преодоление ступени за ступенью. Разговор о родине, о любви, о творчестве. В первых разделах разговор идёт о базовых понятиях, ступеньки кажутся не слишком высокими, хотя и очень широкими. А дальше начинается почти битва: любовь, дети, грех, страдание (боль). Ступени становятся всё выше, неудобнее. Где-то на четвёртом разделе начала понимать уникальность этой книги. Мне приходилось составлять похожий материал и читать довольно много подобного, составленного другими авторами. Обозначила бы уникальную особенность «Движения к небу» так: взаимная исповедь. Два человека, один из которых священник, рассказывают себя друг другу на глазах тысяч читателей, а читатели изумлённо находят, что все предметы беседы касаются их в такой же степени, как и говорящих. Это и есть Церковь, Тело Христово. И ценно то, что оба собеседника, у каждого из которых непростой характер, прощают себя и прощают друг друга, без лишних жестов. Чувствуется тёплое дуновение Прощённого воскресения. Обращаю внимание будущего читателя на полные мягкого юмора и любви рассказы отца Сергия о случаях из его священнической практики. Вспоминаются оптинские записки Нилуса. Эти рассказы двояко выгодны в книге. С одной стороны, они напоминают о книгах девятнадцатого столетия и недавно изданных записках о новомучениках, что понятно неискушённому читателю. С другой – в них сквозит воздух подлинно церковной, не подкрашенной жизни. И они гармонично сочетаются со стихами в начале раздела, что ценно для требовательного к стилю читателя.

«Движение к небу» восполняет недостаток утешения, необходимого в строгой, неровной приходской жизни. Здесь уже заданы многие вопросы, которые иной человек не решится задать своему так называемому духовному отцу или просто духовнику. В то же время, на вопросы отвечает священник с довольно большим опытом современной церковной жизни, что само по себе весьма ценно. Так что ответы священника в этой книге – не просто частные советы, задушенная беседа. Ими действительно можно руководствоваться. А если не подходят – знаешь, что есть батюшка, который может повздыхать о неисцельных твоих грехах вместе с тобой. И есть Ксения, которая задаст мучительный вопрос до того, как ты решишься его задать. Это не просто книга, это спутник – спутники. Лестница в небо, наконец.

В православной литературе такой опыт, насколько помню, не был распространён. Согласна, опыт неоднозначный, больше свойственный западной церкви (католической, например), но этот опыт именно сейчас необходим. Можно долго говорить о том, что сегодня обрядоверие тех, кто пришёл в церковь давно, противостоит обрядоверию неофитов, а духовность скрывается, утомлённая как синяя птица, где-то, и даже не в скитах. Но, полагаю, не стоит затевать такой разговор. Лучше напомню о том, что давно уже известно любителям чтения. Святитель Игнатий Брянчанинов так описал христианство нашего времени: наставников не будет, но сохранятся книги. Получается, что руководить движением к небу свойственно и книгам. Надеюсь, что у «Движения к небу» будет судьба книги-руководителя".

Наталья Черных

Приобрести книгу "Движение к небу". Авторы священник Сергий Круглов и журналист Ксения Лученко