Книга С. И. Гусева-Оренбургского «Глухой приход»

На книжных прилавках появились книги русских авторов, о которых мы очень мало знаем. Их произведения раньше относили к эмигрантской литературе или литературе, которая «пропагандирует» православие. Преодолеть рогатки цензуры она не могла. Под полным или частичным запретом находились произведения многих русских писателей ХХ века С. И. Гусев-Оренбургский один из них

Его книги стали доступны широкому читательскому кругу лишь в минувшие десять лет. Любителям русской художественной литературы стоит обратить внимание на удивительно поэтичный сборник рассказов Гусева-Оренбургского “Глухой приход”. Рассказы вошедшие в книгу относятся к раннему периоду творчества писателя. Посвященные духовным проблемам «глубинки», они во многом автобиографичны и сохраняют актуальность в наши дни.

В книге С.И.Гусев-Оренбургский рассказывает о сельских священниках и их непростых взаимоотношениях с жителями окраинных поселений России. Так, в центре рассказа «Глухой приход», давшего название сборнику, история диакона Василия Ивановича Косоротова, служителя храма в глухом Чертановском поселке, где не хотел служить ни один священник. Сам диакон, которого прихожане очень любили, «продержался» на приходе более полутора лет.

«…Дьякон был человек плотный, высокий, громогласный, необыкновенно солидный и чрезвычайно рыжий. Он не ходил, а ступал по приходу, хотя разойтись ему было совершенно негде. Прихожане гордились дьяконом. Полна церковь набивалась народу, когда дьякон служил часы», — повествует автор.

Авантюрный, веселый нрав, широкая душа, любовь к церковной службе и прихожанам, а также полное отсутствие денег за требы толкают отца диакона на неординарный поступок. Вместе с сельчанами он устраивает на дороге засаду и хитростью заманивает к себе священника Поливанова. В комичных красках рисует автор сцену похищения и последующую жалобу Поливанова строгому епископу Валерию. В результате ябедник был посрамлен, а дьякон водворен обратно в свой «глухой приход»… в сане иерея.

В центре многих произведений С. И. Гусева-Оренбургского стоит образ «доброго пастыря». Отец Илья (рассказ «Капитан Кук») — романтик и мечтатель, никем, даже собственной женой, не воспринимаемый всерьез, заступается за вора, который от безысходности украл общественные инструменты, и заставляет казачий круг сменить наказание на более легкое. Рассказ «Трагик» посвящен судьбе иерея Павла Невзорова, всю жизнь мечтавшего стать трагическим актером и даже тайно выступавшего несколько раз на подмостках провинциального театра во время свой учебы в семинарии. Епископ, понимающий, что отец Павел искренне любит театр, отправляет его подальше от «доброжелателей-доносчиков», чтобы в глуши добросердечный священник мог заниматься любимым театром.

«Какой же Народный дом без сцены… Из мужиков актерики найдутся, они люди талантливые и еще нетронутые, а язык искусства всем понятен и привлекателен… воспитаем» — говорит отец Павел своим новым друзьям из соседнего села — священнику и его матушке.

Удивительный оптимизм рассказов С. И. Гусева-Оренбургского с особой силой проявляется в повествовании «Дьякон и смерть». В форме притчи, отсылающей читателя к творчеству Н. С. Лескова, автор рассказывает о судьбе дьякона Макара Ивановича, бывшего сапожника и певчего архиерейского хора, готового ради выздоровления своей дьяконицы «пошить сапоги даже самой смерти».

Последовательно, шаг за шагом писатель излагает историю еще одного русского «очарованного странника», готового прийти на помощь любому страждущему, открытого и простого в своей вере, не разбирающегося в тонкостях богословия, но всего себя посвятившего служению людям и Богу, тонко чувствующего Его волю.

Творчество С. И. Гусева-Оренбургского, по мнению многих исследователей, является в значительной мере продолжением бытописательской народнической традиции. Однако, как представляется, оно имеет и более глубокие корни. Так, в рассказе «Судьба» можно проследить явную связь с повестью А. С. Пушкина «Метель»: место действия и сюжет — все похоже. Молодой мужчина едет за своей будущей женой, попадает в метель, сбивается с дороги и в результате обретает совсем иную суженную. Отличие лишь в том, что А. С. Пушкин пишет историю любви романтичной и роковой, а у Гусева-Оренбургского любовь — следствие истории трагичной и жестокой. Неприятие «инаких» на селе, травля молодой девушки, отличающейся от остальных, чуть не приведшая к ее гибели, напоминают еще одно произведение русской классической литературы — «Олесю» А. И. Куприна. Но в отличие от полеской героини, Анна выживает и даже обретает свое семейное счастье.

Драма «маленького человека» — традиционная тема в русской литературе XIX века, — также нашла отражение в рассказах С. И. Гусева-Оренбергского. К началу ХХ века на селе происходит расслоение на зажиточных и бедноту, которое ощущается в деревне не менее трагично, чем в городе. Теме социальной несправедливости автор посвящает рассказы «Казак Беспалов», «Суд», «В гостях». В одном из них невесту казака Беспалова принуждают выйти замуж за атамана станицы, а самого Беспалова не в срок отправляют в армию. Возвратившись, от отчаяния он начинает мстить, истребляя самое дорогое, что есть у его врагов — лучших коней.

Книга, несомненно, будет интересна любителям русской словесности, а также всем, кто ищет ответы на вопросы о смысле жизни, ведь такими вопросами мучились, порой не находя ответов, герои рассказов «Глухой приход».

Приобрести книгу С. И. Гусева-Оренбургского «Глухой приход»