Постовые соблазны: хочется развлекаться

Кино, компьютерные игры, соцсети — обязательно ли отказываться от этого в пост? Как быть, если решил отказаться, а потом стало тяжело? Признать, что погорячился, или упереться и не поддаваться соблазну? Если не поддаваться — то как?

Ответил протоиерей Вячеслав Поневин, настоятель Николаевского храма Енакиево.

Кому и что вы должны?

Когда мне говорят: «Я должен отказаться от развлечений», — я спрашиваю: а кому вы это должны? По какой причине? Нужно различать: вам что-то нужно — или вы кому-то что-то должны? Если я что-то должен, но не хочу этого делать, то сколько бы усилий ни прилагал, как бы ни старался, это не принесёт мне пользы — даже если получится выполнить поставленную задачу. Потому что я делаю это через силу.

Важно понимать, какую цель вы преследуете. Если это исполнение долга, я не вижу в этом разумной цели. Многие верующие ставят для себя цель именно исполнить долг: «Я должен вычитать утренние и вечерние молитвы», «нужно причащаться раз в месяц», «пора пособороваться», «надо положить столько-то поклонов», «положено отказаться от тех или иных продуктов». Сначала такой человек возлагает всё это на себя, через время — на своих близких. То, что он для себя признал правильным, должны исполнять и родные.

Причины отсутствия прогресса

Откуда это всё берётся? — начитались каких-то высокодуховных книг типа «Добротолюбия» и решили, что это норма. Дело в том, что это не норма. Это добродетель, высшая степень подвига и совершенства, а мы воспринимаем её как норму. В итоге не можем выполнить подвига такого уровня даже на йоту. Хватаем этот груз, надрываемся, бросаем. Через время снова хватаем, надрываемся, бросаем — и так всю жизнь. В итоге прогресса нет никакого. Мы годами ходим в храм, годами возлагаем на себя неудобоносимые ноши — и годами ругаем себя за то, что мы никчёмные, грешные и так далее. Каждый пост заканчивается с нулевыми результатами.

Осознать необходимость отказа

В этой связи очень важно понимать, в чём заключается цель христианской жизни — и поста в том числе. 5jpg-420x280 Христианство никогда не строилось на понятии «я должен». Для того чтобы воспринять дар любви и вечной жизни, которые предлагает нам Господь, мы должны измениться: избавиться от своего эгоизма, злобы, зависти, ненависти — смертельного яда, который нас отравляет. Нельзя к греху относиться как к чему-то естественному — есть да и есть. Грех — это болезнь, которая отравляет нашу жизнь. Когда мы это осознаём, надо понять, откуда этот грех, что его питает.

Например, человек видит, что он сильно увлечён соцсетями или компьютерными играми. Это вредит ему. Он отказывается от них потому, что они ему вредят и он понял это — а не потому, что ему мама и папа сказали: «Ты должен отказаться от компьютерных игр!»

Если родители запрещают ребёнку играть или сидеть в соцсетях, они скорее всего потерпят фиаско, потому что он не хочет бросать. Проблема в том, что если мы у ребёнка что-то забираем, нужно это чем-то заменить. Вы запрещаете ему в пост телевизор или компьютер — а что он получит взамен? Более того: когда у человека что-то отнимают, ему очень хочется это вернуть. Значит, он будет смотреть или играть в то время, когда вы этого не видите. Очень важно, чтобы он понимал, для чего отказываться. Какой в этом смысл? Зачем ему всё это нужно?

Наедине с пустотой

Например, я увлечён соцсетями и понимаю, что они отнимают у меня много важных вещей: лишают меня общения с близкими, времени, здоровья, делают меня слабым и больным. Жизнь проходит мимо, пока я сижу в интернете. Я чувствую, что это неправильно, мне плохо — значит, есть смысл от этого избавляться. Но я не думаю, что надо заниматься этим исключительно в Великий пост. Происходит как? — приходит пост, и мы начинаем загонять себя в какие-то рамки: надо бросить соцсети, телевизор, компьютер, отказаться от развлечений. И с чем человек остаётся? — с пустотой. Он пока ещё не приобрёл ничего, чем всё это можно заменить. Псалмопевец Давид учит: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15). Мы должны зло заменять добром, вредное — полезным. Если мы отказываемся от вредной пищи — это не значит, что надо перестать есть вообще. Надо есть полезную. Так и с увлечениями.

Правильно ли отказываться от приносящего радость?

Отказываясь в пост от чего-либо, нужно ответить себе: какую цель я преследую? К чему мой отказ должен привести? В мире, который сотворил Господь, есть очень много необязательного, даже в какой-то мере излишнего.

Что нам нужно для жизни? — крыша над головой, элементарное питание, какая-то одежда. Господь же даёт нам всё с избытком: у нас есть разнообразные сорта пищи, прекрасная природа, снег, солнце, облака… Без этого можно жить, но Господь творит всё это и считает, что это хорошо. А мы пытаемся отказаться от всего лишнего, проецируя на себя опыт святых отцов. Они жили в уединении, отказывались от пищи, пития и общения не потому, что были должны или кто-то их принудил — они хотели этого. Это люди, которые приблизились к Богу настолько, что находили в Нём всё необходимое, им оставалось лишь поддерживать потребности своего тела, чтобы оно служило им. У нас этого нет. Мы думаем, что, отказавшись от приятного или радостного, сделаем что-то правильное, но так ли это?

Удовольствия — это плохо?

Начинается пост, и мы начинаем изображать из себя каких-то других людей. Показывать себе и Богу, что мы лучше, чем есть на самом деле. Чаще всего отказываемся от того, что доставляет нам удовольствие. Но ведь не всегда то, что приносит удовольствие, — плохо! Мы получаем его от еды, когда голодны, от воды, когда испытываем жажду, от возможности отдохнуть в конце дня. Да, есть и извращённые удовольствия, но человек, который ходит в храм, как я понимаю, ведёт нормальную жизнь. Возможно, правильнее поставить перед собой задачу не отказаться от невинных удовольствий, а научиться лучше относиться к своим близким? Сделать так, чтобы им рядом с вами было хорошо?

imagejpg1-420x280 Если мы хотим, чтобы наши дети меньше играли в компьютерные игры, мы должны им посвятить своё время: пойти прогуляться, заняться спортом, просто пообщаться. Если мы не будем делать этого, они найдут другие занятия и тех, кто с ними своё время проведёт — в соцсетях или ещё где-то.

«Нехристианские» дела и заботы

К сожалению, мы боимся быть собой. Мы забыли, что такое истинное христианство. Люди часто говорят: я не делаю того, и этого, и добрых дел мало совершаю. А где то мерило, которое определяет, много вы делаете или мало? Как определить, что ваши повседневные заботы — это не добрые дела? Наша жизнь почему-то разделена на две части: духовная и мирская.

Ещё говорят: есть христианское времяпрепровождение и нехристианское. Если я в церкви молюсь — значит, я провожу время по-христиански, если домой пришёл и включил музыку — значит, это уже нехристианское занятие. А если я вышел с детьми на прогулку? Или спортом занялся? Или есть готовлю? Это как? Я считаю, что вся наша жизнь — христианская. Мы всегда христиане, готовим ли еду, гуляем ли с детьми, сидим ли под деревом и наслаждаемся погожим днём. Христианство — это радость.

Для чего мы созданы?

Часто ли мы задаёмся вопросом, чего Бог хочет от нас? Мы знаем, чего хотим от Него, что должны, что не выполнили. А что Он хочет от меня лично, зачем меня создал? Спрошу иначе: какой был замысел в сотворении человека? Чтобы он постился, клал поклоны, страдал, мучился, терпел лишения и страдания? Нет! Бог создал нас для вечной радости и вечной любви. Он хочет, чтобы каждый из нас был радостным, счастливым, свободным человеком. Чтобы мы получали удовольствие от созерцания сотворённого Им мира. Когда кто-то вас приглашает в гости и показывает свой дом или сад, он ждёт, что вы порадуетесь с ним вместе. Господь сотворил эту прекрасную землю и хочет, чтобы мы радовались её красоте и изобилию, чтобы всё это нам приносило пользу.

Соединяясь с Богом, мы обретаем радость, меру во всём, гармонию в жизни — ведь даже труд может быть излишним и вредить нам. Наша задача — найти золотую середину в труде и отдыхе, ответственности и развлечениях.

Если просыпаться, помня, что Бог хочет, чтобы я был счастлив и точно так же были счастливы мои родные, то мы в 949297jpg-420x280 итоге будем исполнять волю Божью. Если же просыпаться с мыслью, что я кому-то что-то должен, ничего хорошего из этого не получится. Ведь в глубине души я буду противиться этому, потому что не хочется свободному человеку быть кому-то должным. Да, мы ходим на работу, нам надо зарабатывать деньги, трудиться по дому, но это ответственность, без неё тоже нельзя. Это не значит, что, делая всё названное, мы не можем быть счастливы и радостны. Апостол Павел учит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18).

Быть честным с собой и Богом

Когда начинается пост, не надо изображать из себя праведника, играть в него. Нужно быть самим собой. Если хотите избавиться от того, что вам вредит, начало можно положить Великим постом — но не обязательно, меняться можно в любое время года. Главное — хотеть. Как показывает практика, когда начинаешь что-то делать, стиснув зубы и без желания, мало что получается.

Если мы видим, что нам что-то мешает стать ближе к Богу, от этого надо избавляться, однако до этого тоже нужно дорасти. Когда есть осознание, что какие-то привычки или развлечения мешают, появляется желание от них избавиться. Когда мы попробуем сделать это, то увидим, что ничего не получается. В этот момент надо обратиться за помощью к Богу. Не бойтесь капитулировать. Нужно признать свою немощь и сказать: «Господи, я не могу! Помоги мне!» — и Господь поможет обязательно. Если же мы не хотим этих перемен — Бог не придёт, потому что Он не приходит туда, куда Его не зовут.

Если я не хочу, чтобы Бог меня от чего-то избавил — даже если делаю вид, что хочу, — Он не будет этого для меня делать, поскольку я ещё не готов. Нужно понять это, созреть. Великий пост — время хорошее, но для всех он проходит по-разному. Каждый из нас стоит на своей ступеньке духовного развития, и не стоит пытаться с первой перескочить на десятую. Нужно идти потихоньку, шаг за шагом, не спеша. Не играйте в святость, будьте честными с собой и Богом.

Записала Екатерина Щербакова
Источник