В чём мы можем подражать апостолам?

Простой рыбак — и фарисей-аристократ. Они были такими разными! Что их объединило? В чём следует им подражать? Чему можно научиться, зная жизненный путь каждого из них?

Отвечает протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа. 

Всегда актуальная задача

Апостол Павел сказал: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Перед человеком поставлена поистине высокая цель. Порой говорят: не знаешь, как поступить в критической, тяжёлой или даже радостной ситуации — вспоминай Евангелие и учись через призму этого текста смотреть на события нашей земной жизни. Наше мышление должно быть евангельским и святоотеческим.

Преподобный Серафим Саровский учил, что наш ум должен плавать в словах Священного Писания. Он за неделю прочитывал весь Новый Завет. Нам хотя бы главу в день читать, в идеале — добавлять к ней ещё несколько глав: из Деяний, Посланий апостолов и Апокалипсиса. Если же христианин к тому же будет читать Ветхий Завет, это вообще высший уровень, такого уже канонизировать пора (смеётся).

Почему Церковь избирает именно Петра и Павла, называет их первоверховными, тем самым призывая нас подражать им? Давайте разбираться. 

Скала и малыш

Они очень разные. Современные богословы подчёркивают это различие. Пётр знал Христа ещё при Его земной проповеди, со времён Его общественного служения. Когда Господь избирал учеников, Пётр со своим братом Андреем был в числе первых. Павел же узнал Спасителя уже после Его воскресения, чудесным образом, по пути в Дамаск — когда он, враг христиан, услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4) и ослеп. Потом было чудесное обращение Павла, его крещение и прозрение. Он несколько лет подвизался в пустыне, прежде чем вышел на проповедь, о чём пишет в своих посланиях.

Второй аспект — образованность. Пётр — рыбак, мужик не от сохи, но от сети, с мозолистыми ручищами. Павел же получил в высшей степени блестящее образование у известного еврейского учителя Гамалиила. Он фарисей и сын фарисея, римский гражданин, представитель высшего сословия. Прекрасный ритор, чей слог довольно витиеват. К слову, Пётр критиковал его за то, что у него есть нечто неудобопонятное, из-за чего его часто неверно толкуют. А Павел в одном из посланий открыто говорит, что критиковал и обличал Петра, когда тот не очень искренне поступал с христианами, вышедшими из язычников. То есть это были нормальные люди, у которых были свои человеческие немощи.

Наследие: апостол Пётр оставил нам два послания, Павел — четырнадцать.44d0ad86192837a71c657d5834f32198jpg

Имена: Пётр — «скала, камень». Что касается Павла, то Господь сначала обращается к нему «Савл», но в апостольском служении он выступает уже с именем Павел — может быть, принимая крещение, он принял и новое имя, которое значит «маленький». Себя он вообще называет «извергом», то есть выкидышем (это у нас извергами называют людей злобных, жестоких, а апостол имеет в виду свою ничтожность), поскольку ранее гнал Церковь, преследовал христиан. В этом он проявляет высочайшее смирение. В итоге потрудился Павел больше других апостолов, много чего пережил. Во 2-м послании к Коринфянам он перечисляет, сколько претерпел: множество трудов, опасных путешествий, попадал в кораблекрушения, даже был побит камнями и чудесным образом остался жив.

Оба апостола приняли смерть за Христа в одном городе, Риме, но умерли по-разному. Петра распяли, как варвара, но вниз головой — по его просьбе. Для римских граждан евреи были дикарями, их, когда казнили, распинали на крестах. Тем не менее, Церковь называет его распятие «небошественным». Пётр попросил об именно такой казни, поскольку считал недостойным принять смерть так же, как Спаситель. Святые отцы пишут, что его стопы указуют путь на небо каждому верующему. Павлу же отсекли голову. По преданию, когда голова, покатившись, трижды ударилась о землю, из этих мест возникли три источника.

Из всего перечисленного можно вынести один важный урок: люди могут быть очень разными, обладать совершенно непохожими дарами — и спастись.

Интересно, что оба апостола проповедовали в Риме. На тот момент это был огромный город, который насчитывал порядка трёх миллионов человек — поистине мегаполис. Христовы ученики выбирали для проповеди большие города. Одна из задач апостольского служения — обойти как можно больше населённых пунктов, чтобы в ареал проповеди попало как можно большее число людей. Этой самоотверженности тоже надо учиться.

В книге «Дидахэ» есть любопытный момент, где рассказывается, как отличить истинного апостола от ложного. Истинный не остаётся долго на одном месте: рукоположил епископа, основал церковь — и отправляется дальше, чтобы как можно больше поселений обойти. Они понимали, что их ждёт смерть за Христа, что времени мало, а работы много. Ложный апостол пытался найти тёплое местечко, зарабатывать деньги и комфортно устроить свою жизнь. 

Семьянин и монах

Ещё один аспект, касающийся несхожести Петра и Павла: первый имел семью, у него были жена и тёща, второй же был, по сути, монахом. В этом мне видится такой урок: семья — не препятствие для высокой духовной жизни, святости, спасения. Пусть растут все цветы. Если человек монашеского склада и любит Бога настолько, что готов уйти от мира, то слава Богу. Если же кто-то живёт в миру и любит Христа, ничто не мешает ему достичь духовного совершенства, имея жену, детей, внуков.

Сегодня акценты несколько сместились в сторону почитания монашества, все стараются в монастырь поехать, могут приходские храмы оставить в воскресенье ради этого. Я не против, чтобы люди посетили Лавру или ещё какие-то святые места, но всё-таки есть, на мой взгляд, стереотип, предполагающий преимущество монашествующих христиан относительно мирских. Что касается этих двух апостолов, то между ними можно поставить знак равенства без какой-либо натяжки.

Более того: как апостол Павел пишет о семье! Почитайте 7-ю главу 1-го послания к Коринфянам — это икона семьи в словах. Причём пишет её девственник, который не знал жены. Как трогательно, с любовью, по-христиански он говорит о том, какой должна быть семья, как должны дорожить друг другом супруги, что такое настоящая любовь. Эту главу верующим людям нужно читать почаще, чтобы они понимали, что такое супружеская жизнь, чтобы разбирались в проблемах семейных отношений.

Сейчас идёт война против семьи. Святитель Иоанн Златоуст писал: если хотите уничтожить вселенную, нужно всего лишь поссорить мужчину и женщину, мужа и жену. Ведь мир состоит из стран, страны — из городов, а города — из семей. Святой в IV веке эти слова написал, а сегодня это разрушение идёт вовсю: какие-то извращенцы ходят с парадами, чего только нет…

Церковные праздники дают свежий взгляд на привычные вопросы. Надо почаще напоминать людям, чем дорожить и к чему стремиться. Апостолы Пётр и Павел очень мудро напоминают нам о самых важных сторонах христианской жизни. 

Об отречении и деликатности

Наконец, каждый из вспоминаемых нами апостолов имеет опыт отречения от Христа. Пётр — трижды, уже зная Спасителя, Павел — ещё не узнав Его. На их примере мы можем научиться тому, что возможность для покаяния не исключается даже того, кто отрёкся от Бога трижды, и того, кто ненавидел христиан. Павел, бывший гонитель, стал одним из самых великих апостолов. Пётр, отрёкшись от Христа, потом проявил удивительное мужество в покаянии. Обратите внимание: у него не было отчаяния и самоедства. Он мог бы удавиться, как Иуда, но вместо этого проявил поразительную силу духа. Для этого надо иметь глубокую сильную веру, быть поистине скалой, о которую разбиваются волны искушений житейских. Стоять на своём месте твёрдо, признать за собой вину перед лицом Спасителя.

IMGP09252jpgКак Пётр огорчился, когда Господь в третий раз спросил: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:17)! Господь этими вопросами деликатно и с любовью восстанавливает его в апостольском служении. Это похоже на то, как Иоанн Креститель посылает учеников узнать у Христа, тот ли Он, кого они ждут. У некоторых возникает недоумение: неужели Иоанн Креститель не знал этого? Толкователи говорят, что Иоанн вменяет себе самому маловерие своих учеников и посылает их ко Христу — не для себя, но для них. В этом просматривается очень искренняя и красивая любовь.

Нам есть чему из этих ситуаций поучиться. Сейчас люди порой ведут себя очень некорректно, даже в храмах. Не так стал, не так свечку подал — вот эти глупости. Я столкнулся с ситуацией, когда женщина с онкологическим заболеванием пришла в храм причаститься перед химиотерапией. Она, бедная, как могла напряглась, силы собрала в кулак, пришла в церковь. А ей какая-то «добрая» старушка сказала, что она должна три дня попоститься, вычитать три канона, прийти натощак, а накануне не забыть побывать на вечерней службе, «иначе батюшка тебя не допустит к причастию». Эта женщина до «Отче наш» достояла, а потом развернулась и ушла домой.

Почитать бы этим людям Евангелие, те эпизоды, когда Господь и Его ученики проявляют удивительную и трогательную деликатность, огромную любовь к душе человека! Нет никаких императивов, повелительных указаний, приказов, жестоких требований. Везде — только призыв: блаженни будете, если сделаете то и это. Нагорная проповедь Христа — это яркое проявление сути всего Евангелия. 

На пути к тихой пристани

Апостолы всегда отделяли грех от человека, и нам нужно учиться этому. Ещё надо, как и они, быть оптимистами и смотреть в будущее, уповая на милость Божию. Через такие сложные периоды Церковь проходит, на грани пропасти порой находится, а Господь спасает, и выплывает корабль Церкви из штормов, и плывёт в тихую пристань Царствия Небесного. Наша задача — не потерять связи с ней, доверять священноначалию, уповать на Христа, Который есть глава Церкви, и оставаться внутри этой семьи. И, конечно, участвовать в Евхаристии, о чём тоже пишет апостол Павел.

Без причастия нет христианства, это очень важно понимать. Сегодня есть некоторые обрядовые моменты в Церкви, которые отвлекают человека от главного. Надо обновлять взгляд на это главное, чтобы духовное зрение не притуплялось. У нас нет ничего, кроме Евхаристии — и есть всё, потому что есть Евхаристия. Именно ради совершения литургии строятся храмы. Именно к этому призывают и апостолы: чтобы центром нашей жизни был Христос.

Записала Екатерина Щербакова