Анатомия зависти

Чем страшна зависть? Какие грехи рождаются от неё? Можно ли преодолеть в себе завистливость, и если да — то как это сделать?

Протоиерей Александр Александров, настоятель храма св. Марии Магдалины в Горловке, ответил на эти вопросы.

Для начала нужно определить, что такое зависть. Зависть — это страсть. Если говорить коротко, то это печаль о благе или об удачах ближнего. Не радость, но горечь от того, что у другого есть нечто, и он этим пользуется — будь то блага вещественные или духовные.

Преподобный Анатолий Оптинский даёт такое определение этой страсти: это «всякое желание, действующее во вред телу и душе — на погибель человеку; желание сильное, непреодолимое, требующее непременно удовлетворения. Это желание так сильно, что, когда явится в человеке, то он не может бороться с ним».

Зависть разъедает человека изнутри. Она ненасытна в стремлении к удовлетворению своих потребностей. Как бы ни был счастлив завистник, что бы ни имел, ему всегда будет мало. Есть народная пословица: «В чужих руках кусок всегда больше». Это говорится о завистниках, для которых кто-то другой обязательно счастливее, удачливее, успешнее.

Страсть эта настолько всепоглощающа, что приводит к страшным последствиям, в том числе и к убийству. Если мы внимательно читаем Слово Божие, то помним, что первое убийство в истории человечества было совершено из зависти. Каин позавидовал своему брату Авелю. Недаром в заповедях, которые Господь дал на Синае пророку Моисею, есть такая: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Почему она так важна? — потому, что зависть производит только убийства, распри, ненависть.

Святые отцы о зависти:

«Зависть — всегдашняя противница великим успехам» (прп. Нил Синайский).chto-takoe-zavist-photo-bigjpg

«Зависть — это корень всех зол, источник опустошений, рассадник грехов, причина преступлений» (сщмч. Киприан Карфагенский).

«Горе завистникам, ибо они соделывают себя чуждыми благости Божией» (прп. авва Исаия).«Кто имеет зависть, тот не может стяжать смиренномудрия» (прп. авва Исаия).

«Зависть есть скорбь о благополучии ближнего» (свт. Василий Великий).

«Как ржавчина изъедает железо, так зависть — душу, в которой живет она» (свт. Василий Великий).

«У завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях» (свт. Василий Великий).

«Зависть есть самый непреодолимый род вражды. Других недоброжелателей делают более кроткими благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро» (свт. Василий Великий).

«<Диавол> сам пал от зависти и нас низлагает с собою тою же страстью» (свт. Василий Великий).

«Страшная отрава — зависть и соперничество: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства» (прп. Ефрем Сирин).

«Зависть — смертный грех и есть печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость и веселие о зле» (Свт. Тихон Задонский)

«Корень убийства — зависть» (свт. Иоанн Златоуст).

«Хотя бы кто и творил чудеса, хотя бы соблюдал девство и пост и спал на земле, хотя бы сравнялся с Ангелами в добродетели, но если имеет этот недостаток <зависть> — будет нечестивее всех» (свт. Иоанн Златоуст).

Все христиане призваны к любви. Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16). Апостол Павел призывает: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Бог есть любовь, и каждый, кто хочет подражать Господу, должен обладать любовью и быть любовью. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13 4-8).

Как мы видим, апостол большое внимание обращает на то, что любовь не завидует и не превозносится. У завистника такого быть не может. Он всегда превозносится, гордится своим положением. Он раздражается на то, что ему не оказывают такую же почесть, как и ближнему, соседу, коллеге по работе. Он радуется неправде, которую возводят на тех людей, которые, как ему кажется, живут лучше него. Он не может ни терпеть, ни быть милосердным, потому что будет радоваться неудачам ближнего, чтобы на их фоне его заслуги были больше.

Как обнаружить в себе зависть:

«Знай, что это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего» (прп. Иоанн Лествичник).

«Такова зависть: она ничего не делает с рассуждением» (свт. Иоанн Златоуст).

ZHZ23sEjpgКак же бороться с этой страстью? Вспомним слова преподобного оптинского старца: «Это желание так сильно, что, когда явится в человеке, тот не может бороться с ним». Сами мы победить эту страсть не можем. Страсть всегда будет сильнее человека, если он будет пытаться преодолеть её сам. Но вспомним слова апостола Павла: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Верующему человеку всё возможно.

Когда мы приступаем к утреннему молитвенному правилу, то одной из первых читаем молитву, в которой есть следующие слова: «Царю Небесный… прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». Что невозможно человеку, то возможно Богу. Тот, кого борет страсть зависти, может избавиться от неё только с помощью Божией, прибегая в молитвах и таинствах ко Господу Иисусу Христу. Надеяться только на свои силы глупо.

Кроме молитвенного обращения ко Господу и участия в таинствах, мы сами должны прилагать усилия, чтобы преодолеть зависть. Для этого нужно чётко понять, что все люди никогда не будут одинаковыми. Господь сотворил нас разными.

Об этом мы читаем у апостола Павла: «И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:27-31).

Господь дал всем разные дары. Святитель Василий Великий пишет, что справедливость состоит не в том, чтобы раздать каждому равное, а чтобы воздать каждому по достоинству. Каждый драгоценен в очах Божиих. Каждого Он поставил в своё место, в своё время и в своём звании для исполнения Божьего замысла о человечестве. Если мы проникнемся этой мыслью, если поймём её, нам будет легче бороться с чувством зависти, которое нас одолевает.

Как бороться с завистью:

«Если борет тебя зависть, то вспоминай, что все мы члены Христовы и что как честь, так и бесчестие ближнего нам с ним общи, и успокоишься» (прп. авва Исаия).

«Соглашайся лучше умереть, нежели поддаться зависти» (прп. Ефрем Сирин).

«Освобождаться от болезни мы станем тогда, когда помыслим, как возлюбил нас Христос и как повелел нам любить друг друга» (свт. Иоанн Златоуст).

«Плачь и стенай, рыдай и моли Бога, научись относиться к ней <зависти> как к тяжкому греху, и каяться в нем. Если так поступишь, то вскоре исцелишься от этого недуга» (свт. Иоанн Златоуст).

«Зависть остановить можешь, если станешь сорадоваться радости того, кому завидуешь, и вместе с ним печалиться о том, о чем он печалится…» (прп. Максим Исповедник).

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, — тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется» (свт. Феофан Затворник).

«Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть — это душевная страсть» (прп. Паисий Святогорец).

Христианин не делит зависть на чёрную и белую. Любая зависть — плохое чувство, это страсть. Мы же не говорим: «хорошее убийство». Ещё порой можно услышать: «Я по-доброму тебе завидую». Но разве можно сказать «я по-доброму ворую» или «я по-доброму оскорбляю человека»? — нет. Грех — это нарушение воли Божьей, зло. Зло не может быть добрым и хорошим, нужно себе это уяснить. Для лучшей борьбы со страстью — любой, не только завистью, — должна быть симфония, то есть согласие Божьего и человеческого.

«Бог спасает нас не без нас», — говорили святые отцы. Мы тоже должны прилагать усилия, а не просто искушать Господа. Если будем молиться: «Господи, избави мя от этой страсти!», — но сами не будем ничего предпринимать для того, чтобы не страдать, то в нашей жизни ничего не изменится. Мы будем топтаться на месте. Нужно работать над собой, читать святых отцов, контролировать своё сознание. Однако всё это надо совмещать с молитвой ко Господу, участием в таинствах и призыванием Духа Святого.

Записала Екатерина Щербакова