Горловская епархия. Почему «не читается» Священное Писание?

Как читать Библию? Как читать Священное Писание? С чего начинать? Какие толкования выбрать? Можно ли читать Библию просто как книгу — для общего развития? Всегда ли нужно при этом стоять? А если устал? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Сергий Новоявчев, настоятель храма в честь Архистратига Божия Михаила пос. Озеряновка г. Горловки, преподаватель основ толкования Нового Завета на епархиальных катехизаторских курсах

— Вы читали когда-нибудь Евангелие?

— Начинал читать, но ничего не понял.

— Вы, наверное, Библию читали?

— Да.

— С начала?

— Да.

Это обычный диалог, когда заходит разговор о чтении Священного Писания. Часто бывает, что у человека появляется желание прочитать самую главную Книгу на свете, он открывает её и, как нормальный человек, начинает сначала. Но надолго этого желания не хватает. Почему?

Во-первых, Ветхий Завет, с которого начинается Библия — это подготовка человечества к принятию Нового Завета, и если я не воспринял христианское благовестие, то Ветхий Завет воспринимается как история еврейского народа, пусть даже священная, но не имеющая лично ко мне никакого отношения. Поэтому изучение Священного Писания нужно начинать именно с Нового Завета.

Во-вторых, библейский текст для неподготовленного читателя оказывается непонятным, несмотря на то, что он переведён на русский язык. С одной стороны, мы отдалены от библейских событий тысячелетиями. Современному человеку бывает нелегко понять многие намёки, обороты речи, а подчас даже сам ход мысли авторов. С другой стороны, «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петр. 1:20). Одну и ту же фразу можно по-разному понять. Неверное, произвольное понимание Библии — это одна из основных причин появления сектанства. Мы должны знать именно православное, святоотеческое понимание священного текста.

Тем, кто никогда не читал Библию, или читал, но ничего понял, рекомендую прочитать раздел «Священная история Ветхого и Нового Завета» книги «Закон Божий» прот. Серафима Слободского. Для читателя мир Библии перестанет быть непонятным и чужим. Автор простым языком пересказывает основные события Священной Истории, объясняя их смысл и сопровождая необходимой исторической и географической справкой.

Для тех, кто уже знаком со Священным Писанием и хочет расширить свои познания, существует немало хороших пособий: «Священная история Ветхого Завета» А.П. Лопухина, «Толкование Евангелия» Б.И. Гладкова, «Четвероевангелие» и «Аполстол» архиеп. Аверкия (Таушева), «Христос и первое христианское поколение» еп. Кассиана (Безобразова) и многие другие.

2

Ну, а тем, кто всей душой полюбил Библию и хочет изучать её до мельчайших подробностей, советую читать святоотеческие толкования Священных книг — свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина, блж. Феодорита Киррского, блж. Феофилакта Болгарского, свт. Феофана Затворника и т.д., а также фундаментальный труд «Толковая Библия», составленный А.П. Лопухиным и его учениками.

Как читать Библию? Библию, конечно, можно читать и как обыкновенную книгу. Но это всё равно, что пойти в храм на экскурсию. Пользу, конечно, получишь, но так и останешься сторонним наблюдателем. Евангелие должно руководить нашей жизнью. А для этого нужно понять и прочувствовать, какое значение каждый стих Библии имеет лично для меня. К слову, свт. Феофан Затворник советовал вести дневник чтения Слова Божия, чтобы записывать в него то, что особенно легло на душу, и то, как прочитанное можно применить в своей жизни.

Такое значение Священного Писания открывается Богом каждому христианину постепенно, по мере его духовного роста. Поэтому при чтении Слова Божия необходима молитва и постоянство. Обязательно нужно молиться, чтобы Господь просветил наш ум и сердце к принятию божественных истин, и каждый раз, когда мы будем прочитывать уже давно знакомые строки, нам будет открываться нечто новое.

У верующего человека всегда должно присутствовать благоговение перед Священным Писанием, поэтому Слово Божие принято читать стоя. Но, если ноги не держат, или хочется почитать побольше, то можно и присесть.

Оптинские старцы советовали прочитывать ежедневно по одной главе из Евангелия и по две главы из посланий Апостолов. Это хороший совет, но не догма. Ведь дело не в количестве, а в качестве. Тут стоит вспомнить случай из жизни прп. Памвы Нитрийского (память 18/31 июля). Он, будучи неграмотным, захотел научиться Псалтири. Первый стих, который он услышал, был: «Сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим» (Пс. 38:1). Он не захотел слушать других стихов и ушёл со словами: «Довольно мне этого одного стиха, если я научусь исполнять его на деле».

Спустя шесть месяцев встречает его учитель и говорит: «Почему ты до сих пор не приходил ко мне?», — на что преподобный ответил: «Не научился ещё на деле исполнять этого стиха». По прошествии многих лет один из знакомых отцов спросил его, научился ли он этому стиху. «Девятнадцать лет, не переставая, учился и едва привык на деле исполнять то, чему он учит», — ответил Памва. Впоследствии, как повествует его житие, Памва был умудрен Богом так, что хорошо знал Священное Писание и учил других.