Как праздновать Рождество с детьми?

День святого Николая, Новый год, бесконечные ёлки, подарки, праздничная суета. И вот подходит Рождество. Как встретить день рождения Спасителя? Как сделать так, чтобы он не затерялся среди обилия зимних праздников, не стал просто «православным Новым годом»? Об этом мы побеседовали с протоиереем Константином Лисняком, благочинным Соледарского округа

— Рассматривая эту тему, важно определиться с возрастной категорией детей. Если мы разбираемся с духовной сутью праздника и акцентируем, что он — не православный Новый год, то, скорее всего, речь идёт о подростках или детях старше десяти лет. Такому ребёнку уже не интересны шоколадки и подарки, которыми они «наелись» в новогодние дни. Все конфеты безвкусны, развлечения плоски и неинтересны.

Для таких детей уже нужно открывать евангельскую историю, возможно — с примерами из Ветхого Завета. Я имею в виду беседы, уроки в воскресной школе. И в кругу семьи поднимать эти вопросы нужно. Почему бы отцу не открыть Святое Писание, не прочитать оттуда избранные места и не прокомментировать их? Или можно посмотреть какой-то интересный фильм всей семьёй, сейчас их масса. Как говорится — «гугл в помощь», кто ищет, тот найдёт.

Это могут быть православные фильмы, но и не только они. Например, мне недавно порекомендовали фильм «Мистер Чёрч», в котором Эдди Мёрфи сыграл драматическую роль и открылся как актёр с совершенно новой стороны. И если не считать себя великим схимником, который читает только жития святых и Писание, а кроме этого всё невкусно и неинтересно, то можно почерпнуть для себя много важного. Надо иногда на землю опускаться, и тогда можно найти обилие интересного материала для размышления и обсуждения.

Я считаю, что с детьми вообще нужно говорить по-взрослому, не надо сюсюкать, выцеживать из себя благоглупости. Потому что потом происходит то же, что и с причастием, когда родители подносят ребёнка к Чаше и говорят, что сейчас тебе батюшка даст «что-то вкусненькое» или «компотик». Что это такое? Иди домой, там пей свой компотик! А здесь нужно чётко говорить, что вот — великая святыня, которую ты сейчас будешь принимать.

Расшифровывать и объяснять церковную жизнь, детализировать её, раскладывать по сегментам, каждый из них отдельно комментировать — это серьёзный труд. Но тогда только дети будут понимать, что в Церкви происходит очень глубокая работа, что не случайны наши переживания, не просто так мы сорок дней готовимся к этому празднику.

Почему так важна пещера, в которой родился Христос? Почему Он именно так родился? Почему нищим пришёл в наш мир? Почему не нашлось Ему места в Вифлееме? Важно ответить на все эти вопросы. Нужно рассказать маленькому человечку (и рассказать так, чтобы он понял), что Господь пришёл в этот мир для того, чтобы быть доступным всем. Именно поэтому Он родился не во дворце, не в высоких светлых палатах, а в убогом жилище. Пришёл, чтобы и богатый, и нищий могли подойти к Нему. Пришёл ко всем, а не только к элите. Необходимо поговорить о таких вещах.

Что касается малышей… Здесь взрослым стоит задуматься о том, как они сами относятся к празднику Рождества. Самый мощный педагогический приём воздействия на ребёнка, который мы (родители, священники, учителя) можем оказать — это личный пример. Надо не столько говорить, сколько делать. Христианство вообще трудно прокомментировать, его лучше показать. И здесь личный пример родителей чрезвычайно важен, потому что они — это главные люди в жизни детей. Кроме них кто? — только дедушки и бабушки, да ещё крёстные родители, которые овеяны у нас каким-то мистическим туманом.

Возраст ребёнка подскажет, как себя с ним вести. Тут не нужно семи пядей во лбу иметь, чтобы увидеть: ему уже не интересно, когда его нарядили в очередного ангелочка или надели ватную бороду и сказали: «Ты будешь пришедшим издалека волхвом!» Раньше это вызывало радость и восторг, но приходит время, когда это уже скучно, дети стесняются, поэтому нужны иные формы работы с ними.

В воскресных школах это могут быть открытые уроки, например, или другие форматы общения. Методом проб и ошибок можно найти свой путь и свои формы диалога. Более того: у нас есть программы и наработки людей, которые пошли дальше в этом деле, нежели мы. Ими тоже нужно пользоваться. Здесь просто непаханое поле возможностей, и надо за него браться, потому что мы сейчас рискуем. Нужно быть бдительными и серьёзно относиться к тому, что и как мы делаем в Церкви.

Спрашивают: обязательно ли вести детей в храм на Рождество? Может ли духовный праздник пройти без посещения богослужения? Я думаю, в любом случае нужно ребёнка подводить к участию в церковной жизни. Но я против экспериментов и издевательства над детьми. Поясню: приходят люди к началу службы с ребёнком, в 7:30 утра. Не каждый здоровый мужик выстоит полностью богослужение, а что требовать от детворы?

Должен быть подход адекватный и абсолютно практический. Ничто не мешает прийти с ребёнком к евхаристическому канону, дать ему в руку свечку, позволить зажечь её. Он послушает замечательное пение, постоит перед прекрасной иконой, поставит перед ней свечу, ощутит аромат ладана. Потом дать ему просфору в руку. Подготовить к тому, что сейчас он причастится. А после причастия — всё! Домой! Даже если молебен или богослужение продолжается. Чтобы не мучить, потому что иначе у него только неприятие возникает, и в итоге встреча с Церковью для ребёнка превращается в очередной стресс. А она должна приносить радость, счастье, праздничное настроение.
Вышли из храма: «Так, сегодня мы с тобой причастились — пойдём, купим что-нибудь вкусненькое! Или какой-то подарочек. Куклу? — На тебе куклу! Сегодня у нас малая Пасха!» На таком подъёме пришли домой — и радость переполняет. Так и должно быть, такие впечатления у ребёнка останутся на всю жизнь, и плоды не замедлят появиться. А когда муштра с криками-воплями, всё из-под палки, бабушка с дедушкой тащат в храм, потому что «надо ж дытыну причастить», а родители дрыхнут под одеялом перед телевизором — какие будут впечатления?

Я вообще считаю, что причастие детей без участия в церковной жизни родителей — бесполезная вещь. Я слышал как-то толкование Евангельской притчи об исцелении Христом дочери хананеянки. Она подходила к Спасителю и раз, и два. И что услышала? «Не хорошо отбирать хлеб у детей и отдавать псам». Эта женщина могла сказать: «Ничего себе! Это я-то псина?!» Но она смирилась и сказала: да, я такая, но крупицы поднимают и псы… И за это слово вышел бес из её дочери. Мать смирилась, а ребёнок получил облегчение. В духовной жизни всё так и происходит. Поведение родителей отражается на дальнейшей жизни детей.

Здесь важно не перейти в иную крайность. Когда в семье появляется неофит, то ещё большой вопрос, кому больше смиряться приходится, ему или семье. Порой домашние в ужас приходят от того, что среди них «верующий» появился и рассказывает всем, что можно есть, что нельзя, как поститься и сколько молиться.

Так что главное — не мучить никого своей церковностью, в том числе и детей. Не издеваться над ними, а всё-таки понять, что на других вещах нужно акценты ставить.

Записала Екатерина Щербакова