Крестопоклонная неделя: достойно прославить Господа и набраться сил

Протоиерей Дионисий Панков, настоятель Свято-Духовского храма пос. Новгородское Дзержинского благочиннического округа, отвечает на вопросы, возникающие у православных христиан в связи с почитанием Святого Животворящего Креста Господня

— Отец Дионисий, каково место и значение Крестопоклонной недели для Великого Поста? Случайно ли поклонение Кресту совершается посередине Святой Четыредесятницы?
— Великим постом, в третье воскресенье, для всех верующих — во всём православном мире, в каждом православном храме — выносится Святой Животворящий Крест Господень для поклонения ему. Поэтому третья седмица Великого поста именуется неделей Крестопоклонной. Смысл выноса Креста и поклонения ему заключается в напоминании нам всем о страданиях и смерти Господней. А также — в укреплении верующих для дальнейшего несения подвига поста.
Поклонение Кресту не случайно происходит посередине Великого поста. Уж так устроен человек: во время несения того или иного послушания он, выполнив половину, по своей немощи немного расслабляется и расхолаживается. А поклонение Святому Кресту напоминает ему, что Господь на Кресте терпел муки и страдания за грехи всего человечества. За всех людей и даже за него! И вот тогда человек видит, а самое главное — осознаёт, ЧТО сделал для него Господь. После этого осознания вся жизнь человека становится иной, меняется его мировоззрение, отношение к окружающим, ближним и дальним людям.
— В чём смысл поклонения Кресту? Почему бы не поклоняться Самому Христу в этот день — перед иконой, например?
— Многие люди, особенно те, кто не ходит в храм, говорят: «Зачем поклоняться Кресту — это же дерево?» Но для православного христианина это не просто дерево — это орудие спасения всего человечества! Поклоняясь Животворящему Кресту, мы поклоняемся не дереву, а Тому, Кто на нём пострадал за грехи всех людей. Тем самым мы поклоняемся Самому Богу!
— Почему поклонению Кресту посвящена целая неделя?
— Вся последующая неделя также именуется «Крестопоклонной» для того, чтобы мы смогли достойно прославить Господа. Ведь когда мы троекратно поём: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» — мы прославляем Распятого на Кресте Господа и чаем великого утешения в Его Светлом Воскресении — Пасхе!
— Как понимать слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34)? О каком кресте идёт речь?
— Взять свой крест, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, значит «доблестно претерпевать тяжкий, невидимый труд, невидимое томление и мученичество ради Евангелия, при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы поднебесной, которые яростью восстают против нас, когда мы возымеем намерение сбросить с себя иго греха и подчинить себя игу Христову». Думаю, полнее святителя Игнатия на этот вопрос не ответить.
— Как понимать слова: «Крест — верных утверждение»? Как Крест может кого-то в чём-то утверждать?
— Крест Христов для всех православных — то спасительное утверждение, которое может не только спасти и утвердить, но в корне поменять всего человека, всю его сущность и все его естество.
— Случались в вашей священнической практике интересные случаи, связанные с почитанием Святаго Животворящего Креста Господня?
— Был случай, но не из священнической практики, а из детства. Однажды, ещё мальчишкой, мне пришлось присутствовать при разговоре двух людей. Одна — женщина преклонных лет, другая — молодая особа. Разговор шёл о православной вере, молитвах к Богу, почитании и поклонении Святому Кресту и святым иконам. Молодая женщина, будучи интеллигентной особой, воспитанной в духе атеизма, всё сводила к тому, что Бога нет, и поклоняться Ему нет смысла. Да и носить крест тоже ни к чему.
Пожилая женщина, несмотря на то, что она не имела должного образования, была малограмотной и изъяснялась простым языком, отвечала на эти выпады с достоинством и стойкостью православного христианина. И вот молодая особа, уже не зная, как досадить «старой набожной старухе», задала вопрос: «А если бы Христа не распяли на кресте, а отрубили бы голову топором, что бы вы, православные, тогда топор носили бы на шее?» На что старушка с улыбкой ответила: «Если бы на момент казни Христа топор и плаха были бы самой позорной и мучительной казнью, даже позорнее распятия, то тогда носили бы!»
Такого ответа молодая женщина уж точно не ожидала. С тех пор она начала ходить в храм. И, я так думаю, что она на протяжении всей своей жизни ещё не один раз убеждалась в том, что Милосердный Господь — Тот, Который пострадал на Кресте за грехи всего человечества — может всё. Может самого простого и неграмотного человека сделать умнее самого умного в мире учёного, а самого умного и образованного — глупее глупца.

Беседовала Екатерина Щербакова

Источник