Невозможно всех простить в одно Прощеное воскресение...

Накануне Прощеного воскресения об обиде на родителей, священников, друзей, коллег, – говорили в Свято-Троицком Ионинском монастыре. Каждый четверг во время молодежных встреч тут рассматривают разнообразнейшие насущные вопросы.

Перед началом «молодежки» мы пообщались с архимандритом Иоасафом (Перетятько), которому не просто принадлежит идея таких встреч, он является их бессменным ведущим

Отец Иоасаф рассказал об «особенностях» молодежных обид, дал рекомендации как научиться не обижаться и прощать, об этом и многом другом в интервью. Смотрите Видео.

ТЕКСТ интервью ниже.

– Многие взрослые люди считают, что в их время молодежь была другая. Но если внимательно присмотреться – времена другие, а люди те же.

Так же как и 50 лет назад, сегодня люди обижаются друг на друга, дети обижаются на своих родителей, подростки на то, что им мало уделяли внимания когда-то… И так многие привыкли обижаться на весь мир.

Вот в этой привычке обижаться человек иногда очень сильно коснеет, привыкая к этому состоянию. Кстати, в студенческой среде даже бытует такое понятие, как «по жизни обиженный».

Христианство, Православная Церковь учит не обижаться, а прощать.

Прощение – это некая динамика оптимизма

Когда мы не погрязаем в обиде, а как Мюнхаузен за волосы себя пытаемся вытянуть из болота. Когда мы себя заставляем, например, подойти к человеку попросить прощение, то это шаг в новую жизнь, путь к свершению новых подвигов – духовных и душевных.

Причем наши обиды зачастую бывают без повода и не совсем осознанные.

Например, подходит молодой человек к священнику и говорит:

– Вы можете уделить мне сейчас 15 минут?

– Прости, сейчас не могу, – отвечает батюшка.

Молодой человек обижается и уходит со словами: «Мне не захотели уделить 15 минут». Даже не зная о том, что если бы ему священник уделил сейчас это время, то на другом конце города умер бы человек без исповеди и причастия. Вот куда он спешил и почему отказал в разговоре.

На самом ли деле этот молодой человек хотел спросить что-то важное? Сомневаюсь. Ему нужен был повод, чтобы лишний раз обидеться. Обидеться на священника, обидеться на Церковь, обидеться на родителей, на государство, обидеться на весь мир.

Как часто мы поступаем так же, забывая, что Христос учил не обижаться на ближнего, а прощать.

Часто нам ставят в упрек, что христианство слабо. Как это, мол, когда тебя ударили по одной щеке, подставить другую? А Вы попробуйте так отреагировать и увидите, сколько силы духа вам понадобится для этого...

Ведь подставить другую щеку означает не ответить обидой на обиду. А если меня обижают, то этому человеку простить, сказать: «Да, ладно, Бог с тобой! Я помолюсь, чтобы у тебя было все в порядке. А лучше всего, давай я тебе помогу. Если ты обижаешь меня, значит, что-то с твоей душой не в порядке. Какая помощь требуется от меня, чтобы ты больше не обижал людей? Что для этого нужно? Я готов помочь».

Вот что делает христианство: оно в корне меняет взаимоотношения!

Как научиться прощению, как не обижаться?

Хороший вопрос. Здесь важно понять такую вещь: мы живем в эпоху больших скоростей. Если мы хотим поехать куда-то отдохнуть, а у нас нет денег, мы берем кредит или одалживаем деньги. Стоит нам чего-то захотеть, мы сразу же пытаемся это получить.

Духовная жизнь – совершенно не такая. Она спокойная, предполагает духовную, равномерную работу изо дня в день над собой. Поэтому когда человек говорит: «А как практически это сделать?», ответа прямого, такой таблетки, чтобы ты ее проглотил и все стало понятно, – нет.

Вообще здоровье телесное можно поддерживать двумя способами. Первый – это ходить в спортзал и держать себя в форме. Это тяжело, нужно потеть, изо дня в день вставать рано, за питанием следить – очень много мороки. Есть и другой способ – испортить себе здоровье, а потом с помощью аптеки лечить. Заболела голова – выпил таблетку, заболел желудок – выпил таблетку, заболели суставы – выпил таблетку, мышцы заболели – опять выпил таблетку.

Вот духовный путь — такой же.

Почему Господь не дает нам все сразу? Потому что Он в нас параллельно воспитывает и другую добродетель, которой почти ни у кого сейчас нет, – терпение.

Когда мне лично говорят, что мне нужно набраться терпения и т.д., я часто обижаюсь. Вот оскорбите меня сейчас, я вознегодую. Но если я изо дня в день пытаюсь волевыми усилиями набраться терпения, перебороть обиду, понять, где «закопаны» ее причины, или наоборот, пойти своему обидчику навстречу и предложить ему помощь, как я говорил ранее, и так изо дня в день, из часа в час, из года в год, то, глядишь, к старости, в конце концов, удастся осилить этот путь.

Причем пример преподобных отцов нам показывает, что это действует.

Есть здесь и другая крайность, когда молодые люди на себя побольше берут, чтобы побыстрее, побыстрее… Через полгода – всё, «я стал святым». И забывают о том, что быстро – это не всегда хорошо.

Невозможно всех простить в одно Прощеное воскресение

Но попытка такая должна быть. Без попыток ничего не будет.

Мы удивляемся деревьям, которые растут 300 лет. Но то же самое — и наш духовный мир: он «взращивается» всю нашу жизнь. А для этого нужно изо дня в день «землю подпитывать». Питается же она молитвой, хождением в церковь, участием в таинствах и, естественно, постом.

Всё это мы делаем не для того, чтобы наше духовное дерево побыстрей выросло, а для того, чтобы оно покрепче укоренилось. Чтобы никакие ветра жизненных страстей, бурь не смогли его с корнями вывернуть.

ИСТОЧНИК