В последние дни в СМИ резонанс получили высказывания протоиерея Андрея Ткачева. Вчера ситуацию прокомментировал спикер УПЦ протоиерей Георгий Коваленко, сегодня специально для сайта «Православие в Украине» свой комментарий дал Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний. Предлагаем также мысли архимандрита Алипия (Светличного) по этому поводу.
Вот и меня стали одолевать вопросами и требованием объясниться: как это посмел священник Украинской Православной Церкви «проклинать народ»?!
Что ж, попробую написать, как я это вижу.
Отец Андрей – грамотный, прекрасный проповедник, который «сковал» не просто приход, а настоящую семью.
Внутри своей семьи говорят – не стесняясь, в тех выражениях, которые в ней приняты. Он и говорил в том духе, который был всем понятен.
Правда, слово произносил в стиле «наболело». И это было ошибкой, поскольку разговор перешел в эмоциональную плоскость. Для проповедника всегда есть риск – не остановиться вовремя.
Мне кажется, что батюшка увлекся и сказал больше, чем следовало. Но то, что он сказал, понятно мне, понятно его приходу, а вот для внешних это выглядело оскорбительно. О них-то в тот момент отец Андрей, наверное, не подумал.
Так вот, уверен, что о. Андрей никогда и никому не хотел бы зла. Потому, что зло в понятии христианина – это невозможность спастись.
И именно в этом духе звучала проповедь. Пожелание болезней людям, от которых зависит, будет в стране война или мир в устах христианина – это пожелание спокойствия всем, кто желает этого спокойствия, кто не желает пребывать в агрессии и не участвует в ней. Т.е. всем нам – мирным людям. Отец Андрей многократно в других проповедях говорил о значимости болезней для вразумления и те, кто слышал его проповедь в храме на день святой мученицы Татьяны, понимали о чем он говорит.
Отец Андрей, ни разу нигде не проклинал «свой народ» – это интерпретация и подача СМИ.
Да, он сказал крамольные слова: «пусть гад пожрет гада», «я о них не буду жалеть».
Но сразу следует оговорится, что некоторые СМИ, в частности программа «Гроши» на «1+1», назвали проповедь уважаемого протоиерея «проклятием народа».
Почему это не может быть так?
Что такое народ в духовном измерении? Народ в политическом воззрении – не народ в национальном плане, а последний – не народ в духовном измерении. Во-первых, народ страны не разрушает ее, а зиждет. Когда одни противостоят другим: то, кого из них называть народом?
Это вопрос выбора каждого. Отец Андрей выбрал свою сторону и о ней заявил. Я лично такого не сделаю, потому что для меня остается народ и по одну сторону баррикад, и по другую, в равной степени. На нашем приходе есть люди, которые симпатизируют одной стороне, а есть такие, которые поддерживают другую. Для них всех я обязан оставаться отцом. Я боюсь и за одних, и за других – они для меня одинаково дороги.
У о. Андрея, по всей видимости, другая ситуация. У него, видать, приход не поддерживает тех, кто на баррикадах. Он встал на сторону своих прихожан и в семейной обстановке произнес слишком горячую проповедь. Но ведь это вовсе не значить, что о. Андрей отказался от христианской любви!
Он не призвал к насилию и ненависти. И даже не заявил о том, что кто-то имеет право на агрессию против кого бы то ни было, а такие призывы звучали со сцены Евромайдана – даже с уст одного греко-католического кардинала!
Любовь же родителя не в том, чтобы «расшалившихся детей» все время гладить по голове. Нужна мудрость, чтобы где нужно сказать жесткое слово, указать место глупцам, а иногда и наказать, оставляя милость на потом.
Зная протоиерея Андрея Ткачева, полагаю, что мудрости у него достаточно. Но семейную сцену подглядели ябедники и поспешили преподнести кому надо...
Достанет ли священнику теперь этой мудрости в смирении уладить обострение, которым, прежде всего, хулится Святая Церковь? – увидим.
Нам же следует только молиться об этом проповеднике, которого с удовольствием и жаром в сердце слушают тысячи людей во всем мире. Кто-то даже назвал его за горячность проповедей «украинским Саванаролой».
Как видим, это очень становится на него похоже сейчас, когда подобно Савонароле, его возводят на аутодафе всеобщего презрения внешних.