Духовное воспитание глухих детей – беседа о причастии с прот. Григорием Крыжановским

Причащать детей следует при каждом удобном случае, а не проповедовать – нельзя.  Чуткое сердце, молитва и миссионерская деятельность – вот основы, способные приводить людей ко Христу. Педагоги должны непрестанно молиться, чтобы зажечь сердца людей верой – прот. Григорий Крыжановский

Педагогический состав воскресной школы «Слышать сердцем» никогда не прекращает поиски решений, способных принести пользу своим ученикам. Подходя к обучению и воспитанию детей комплексно, своим вниманием преподаватели не обходят и родителей. Чрезвычайно важной целью, которую ставит перед собой духовно-просветительский проект, является духовное возрастание всех, кто каким-либо образом к нему причастен. Поэтому команда «Слышать сердцем» по мере накопления вопросов, связанных с духовной областью, старается находить возможность обсудить актуальные темы с авторитетными служителями Церкви. Сегодня нам посчастливилось заполучить некоторое время общения с без преувеличения незаменимым для глухих людей священником – духовником общины неслышащих при Свято-Троицком Ионинском монастыре протоиереем Григорием Крыжановским. Отец Григорий, имеющий великое множество попечений, никогда не отказывает в информационной и любой другой помощи людям, которые работают с глухими. Вот уже более 6 лет он духовно окормляет школу «Слышать сердцем» и киевские интернаты для глухих детей. Будучи отцом 4 детей, он обладает колоссальным опытом в области физического, интеллектуального и духовного воспитания детей. Очень ценной для нас является его готовность поделиться своими мыслями. В этот раз нам удалось расставить точки над i в вопросах детского причастия, особенностей поведения детей в храме и допустимости влияния на родителей учеников детской воскресной школы с целью их убеждения в необходимости ведения духовной жизни.

– О. Григорий, расскажите об особенностях, которые нужно учитывать, приводя ребенка к причастию. Существуют ли особенности, касающиеся приобщения к таинству детей?

– Смысл человеческой жизни состоит в богообщении. Прежде всего, мы должны понимать, какие ресурсы для этого доступны нам и какие детям. Не ошибусь, если назову 3 важнейших способа, посредством которых осуществляется богообщение в нашей жизни: это изучение Святого Писания, молитва и причастие. Теперь попробуем разобраться, как эти способы «работают» в жизни детей. Начнем с того, что ребенку по определению недоступно исследование Писания. Хотя бы в силу незрелости детского интеллекта. Молитва у него, скорее всего, тоже будет телесная. Ведь для ребенка просто постоять, сосредоточиться, перекреститься – это уже труд. Очевидно также, что слов священника, молитв, произносимых в храме, он в полной мере также не поймет. А вот причастие – это наиболее реальный, понятный для ребенка способ богообщения. Осязаемый и результативный.

Что касается родительского подхода к приобщению детей к церковной жизни и причастию, скажу следующее. Детей нужно брать с собой в храм каждый раз, когда идут в храм родители, особенно если это не вызывает бытовых сложностей – например, храм находится недалеко от дома. Посещать храм следует каждое воскресенье, а также во все двунадесятые праздники. Если смысл жизни заключается в богообщении, если цель ее – встреча с Христом, то возможно частое посещение церкви вполне понятно и не вызывает вопросов.

Причащать ребенка следует при каждом удобном случае. Что дает причастие еще не вполне сознательному человеку? Скажем так: в его сердце аккумулируется благодать. Зерно веры, заложенное в детскую душу, начинает расти. Зерна, как мы помним из евангельских образов, бывают разными как по размеру – горчичное, пшеничное – так и по потенциальным всходам. Мы должны четко понимать, что само таинство причастия – это полив зерна веры. Мы – взрослые – должны зерно своей веры постоянно орошать слезами покаяния. А дети, видя пример родителей, приходящих к причастию, накапливают в себе ресурс, который стимулирует их к ведению христианской жизни. Тогда эти зерна дадут побеги могучие, побеги плодоносные. Подчеркну, что для детей нет никаких нюансов, отличных от причастия взрослых. Так же, как и нет такого возраста, в котором ребенок не мог бы постигать Евангелие. Когда родители вслух читают Евангелие при младенце, это уже полезно для души ребенка. Могу привести пример из личной практики: мы с женой читаем Евангелие детям. Не какие-то специальные адаптированные «сказки», не детскую Библию, а настоящее Евангелие. Возможно, дети чего-то не понимают, но слова-то запоминают. Не станем забывать о том, что детский ум очень пытлив. Пусть ребенок в силу малого возраста даже не понимает слов, но, слыша и запоминая их, он со временем осознает и облекает их в понятия, а еще позднее начинает улавливать смысл как прочитанного, так и увиденного. Поэтому детей с младенчества подносят под иконы, под благословение, прикладывают к кресту. Некоторые родители делают это сознательно, другие интуитивно; однако нет сомнений в том, что со временем их дети начнут с радостью сами прикладываться к святыням. А малыши, лишенные такого блага, гораздо сложнее воцерковляются. Дети, которых приводят к Чаше в 3-5 лет или в еще более взрослом возрасте, зачастую переживают внутренний протест.

– Существуют ли различия между поведением слышащих и глухих деток в храме?

– Повторю, что очень хорошо и полезно, когда дети имеют возможность регулярно бывать в храме и причащаться. При этом глухие дети ничем не отличаются от слышащих. Просто в подавляющем большинстве у глухих детей меньше понятийный аппарат. В силу этого довольно часто присутствует некоторое отставание в осознании каких-то вещей. Хотя знаю случаи, когда родители неслышащих детей давали им достаточную интеллектуальную нагрузку, в результате чего их дети мало чем отличались от детей слышащих. При этом независимо от того, присутствует ли момент отставания, ребенка ни в коем случае нельзя назвать оторванным от коллектива других детей: правильнее будет сказать, что эта особенность продлевает его детство. Вполне вероятно, что такой ребенок придет к исповеди не в 7 лет, а в 10 или 12. Критическое мышление появится у него чуть позже, но оно несомненно появится и будет ровно таким же, как и у всех остальных детей. Ведь в любой культуре, в любом обществе присутствуют понятия того, что хорошо и что плохо. Важно, чтобы у нашего ребенка эти понятия были связаны с христианским учением, с евангельскими духовно-нравственными заповедями: вот тогда он поймет, в каких случаях поступил плохо.

Когда папа и мама приводят ребенка в церковь, подводят к Чаше, стараются прививать ему христианскую традицию, важно, чтобы они причащались тоже. Бывает ведь так, что родители в силу своего элементарного невежества рады тому, что детей причащают без специальной подготовки. Поэтому ребенка они приводят в храм и причащают, а сами к таинству не готовятся и не приступают. В результате такой двойственности в определенный момент у ребенка происходит предсказуемое расстройство восприятия и начинается протест. Он не хочет причащаться, потому что перед ним нет примера прилежных родителей. А ведь дети всегда хотят быть похожими на взрослых – сидеть за столом, чокаться рюмочками, играть в ролевые игры. Если родители с интересом, с видимым желанием регулярно ходят в храм, то дети будут поступать так же. Конкретно здесь речь идет о психологии. Ребенок ведь может не захотеть делать что угодно – одеваться, кушать, спать, идти вместе со всеми – это нормальная форма выражения протеста. Возможно, в данный момент он просто требует большего к себе внимания. Я уверен, что на такой отказ не нужно обращать особого внимания. Непосредственно с причастием этот момент, скорее всего, не связан, а лишь подразумевает какие-то изменения в психологии ребенка. Родителям нужно разобраться в первопричине: быть может, он переживает какие-то свои скорби и таким образом пытается об этом сигнализировать. Родителям нужно всегда быть чуткими, внимательно относиться к изменениям детского настроения. Ведь малыш может капризничать и плакать из-за поломанной игрушки – для него это самый настоящий повод для искренней печали. Для нас, взрослых, ерунда, а для него горе. И даже если такое детское бесчинство происходит на пороге храма, не нужно ребенку запрещать плакать, а хуже того отмахиваться. Нельзя считать причину его слез мелочью и заставлять успокоиться. И уж вовсе недопустимо подталкивать и принуждать к причастию. Как грамотные родители мы должны ребенка прежде утешить, обнять, прожить с ним вместе его скорбь. Нам совершенно не нужно подогревать в ребенке чувство обиды, ощущение давления или унижения. Он, прежде всего, должен чувствовать любовь, уважение и чуткое внимание. Родителям необходимо научиться находить контакт со своим ребенком, уговаривать его, заинтересовывать и любыми способами приводить в храм. Когда ребенок имеет возможность видеть, как причащаются другие дети, рано или поздно он подойдет к Чаше сам.

Таким образом, нужно искать метод, который будет влиятелен и действенен для этого конкретного ребенка. Ведь до тех пор, пока у детей нет своего мировоззрения, они нормально воспринимают то, что вкладывают родители. До определенного возраста – скажем, до 4-5 класса – вряд ли дети объемлют тему христианства. В своем большинстве они принимают за нормы модель поведения, принятую в семье, не особенно отвлекаясь на окружение. А вот ближе к окончанию школы и в период учебы в вузе у них могут появляться уже более серьезные соблазны. Многие проходят через бурные протесты и периоды отрицания всего, что сопровождало их на протяжении детских лет, когда они были подчинены родителям. Следует помнить, что это абсолютно нормальное для подростка поведение. Необходимо быть в определенной степени психологами, чуткими воспитателями своим детям и всегда искать общий язык. Нужно уметь говорить, а также знать, когда промолчать. И всегда необходимо наблюдать. Это обычное дело, и церковь тут ни при чем. Если человек старается вести христианскую жизнь, с утра и до позднего вечера помнит о Боге, а с детьми при этом налажен теплый контакт и живое общение, то, скорее всего, дети такого родителя будут его последователями. Если же этого тепла, чуткости и духовной ориентированности нет, возможно, присутствует конфликт. Например, влиять на климат в семье вполне может конкуренция сына отцом или дочери с матерью. Это связано с ошибками семейно-психологического характера, а никак не с христианством.

– Допустимо ли каким-то образом влиять на невоцерковленных родителей наших маленьких учеников, чтобы они приводили детей в храм, причащали их? Педагоги «Слышать сердцем» будут очень благодарны за Ваши рекомендации.

– В Евангелии от Матфея сам Христос говорит «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (гл. 28). Как мы видим, здесь речь не только о крещении, а еще и о научении заповедям, что является апостольским служением, просвещением. Всякий христианин может быть проповедником – был бы у человека этот дар от Бога. К сожалению, не все педагоги обладают таким даром, потому и не способны сами повлиять на родителей. В таком случае следует привлекать для этого более одаренных, харизматичных проповедников. А влиять на родителей обязательно надо. Вообще нужно вести себя так, чтобы всему миру захотелось присоединиться к нашему образу жизни. Присоединится ли весь мир – возможно, и нет, т.к. мир лежит во зле. А присоединятся ли конкретные люди – вполне возможно. Все всегда от Бога. Ничего не бывает без Божьего повеления или попущения. Если люди привели своих детей в школу – это уже шанс. Это площадка для начала общения с ними о христианстве. Беседовать с ним надо. Возможно, начинать нужно с актуализации вопроса о смысле жизни, темы спасения души. Когда человек примет к сведению какую-то информацию, то вполне может задать вопрос о возможности приближения к Богу – в этот момент уже пойдет разговор об участии в таинствах. Реальный опыт говорит о том, что можно заинтересовать людей, проводя ряд культурно-познавательных мероприятий. Сейчас есть колоссальное количество интересных видеоматериалов на интереснейшие темы. Подумайте только: библейская археология, исследование библейских текстов – это же детектив! Документальные фильмы, наполненные загадками, включающие в себя массив информации. Чего стоят циклы археологических передач, освещающих сбор фактов, доказательств реальности библейских сюжетов – было бы умение преподнести все это в интересной и ненавязчивой форме.

Какие бы творческие инструменты не выбирали педагоги-проповедники, пусть не забывают: все нужно делать с молитвой, непрестанно молиться о всяком благом начинании. Без молитвы мы не способны привести душу в должное состояние. Нужно молиться всегда и обо всем, и уж тем более о способности зажечь сердца людей верой.

Для родителей школы «Слышать сердцем» необходимо организовать миссионера, проповедь которого будет доступна для этих людей. Кого-то из педагогов или человека со стороны – лишь бы он жил согласно проповеди и одновременно с этим был на одном уровне с ними. А совсем не проповедовать нельзя. Давайте помнить о том, что у глухих детей ограничен круг общения теми, кто знает жесты. Сами родители иногда не учат жесты, и это катастрофа. Ребенок с трудом изъясняется с такими родителями на бытовые и элементарные социальные темы – какая уж тут духовность. Важно убедить родителей в том, что не стоит так рьяно заботиться о том, что ребенку есть и во что его одеть. Заботиться нужно в первую очередь о том, чтобы он достиг Царствия Божьего. Давайте посмотрим на то, как взаимодействовал с людьми Христос. Он проповедовал везде. Мы видим, что в толпе он говорит завуалированно, иносказательно. Наедине с учениками Он говорит более откровенно и определенно, даже категорично. Я думаю, с детьми так и надо поступать. Для Христа все мы дети, и я не думаю, что Он для кого-то делает исключение. Он проповедует, пока длится Его земная жизнь. Поэтому, уподобляясь Христу, следует искать в себе таланты, которые могут служить в проповеди. Ведь один человек способен проповедовать словом, другой – делом, третий – участием. Можно продолжать этот ряд. Главное, чтобы преподаватель воскресной школы всегда анализировал текущую ситуацию и понимал, что необходимо делать. Поиск общего с невоцерковленными людьми языка – это вопрос тактики. Нужно проявлять творческий подход и гибкость. Можно спросить индивидуально о том, что мы можем сделать для этих конкретных родителей. Надо понимать, что от года к году нужно будет менять деятельность. В этом году, к примеру, нужен такой подход, а в следующем совсем другой. Также нужно учитывать периоды в глобальном, социальном и экономическом плане. Например, сегодня все, как в 90-е, заняты стяжанием материальных благ или думают о том, как защитить себя в будущем от экономического обнищания. Сегодня, возможно, следует в ключе этой ситуации говорить. Господь эти все проблемы поможет решить, Он не останется безучастным в нашей беде. Что лучше не заработать на потенциальное лечение ребенка, а молиться о том, чтобы ребенок не болел, дарить ему больше любви. Аргументировать, что не всякая болезнь – это зло. Резюмируя сказанное выше, добавлю, что внимательное чуткое сердце, молитва и опыт миссионерства позволят сделать все, чтобы открыть людей к христианству. Если есть такая возможность, нужно консультироваться со священниками. По своему опыту знаю, что взрослым глухим нужна простая и доходчивая исповедь и понятный миссионерский посыл. Разбор Евангелия или археологический фильм – это уже нужно нащупать область интересов данной группы людей. А нащупав, выявлять в обсуждении этой области христианское мировоззрение. Для этого нужен талант. Опытный миссионер сделает это без труда. Вернее, с трудом, но без проблем – для него это просто задача. Нужно найти подходящего человека для этой работы. Господь не оставляет такую деятельность и всесторонне помогает благодатью.

Беседова Е.Полякова