Уникальный фильм «Ликостояние» о Киево-Печерской Лавре воссоздан

К Неделе второй Великого поста, когда празднуется Собор всех преподобных Киево-Печерских, предлагаем окунуться в события почти 30-летней давности — во времена возрождения монашеской жизни в Киево-Печерской Лавре, закрытой в советские годы

Фильм «Ликостояние» снят в 1989 году. Главный герой ленты епископ Ионафан (Елецких), ныне митрополит Тульчинский и Брацлавский, рассказывает о том, как по крупицам возрождались во вновь открытом Киево-Печерском монастыре почти полностью утраченные традиции богослужебного пения.

Уникальность видео в том, что одно время фильм считался полностью утраченным, и лишь недавно была найдена и оцифрована копия VHS-формата. Несмотря на огрехи качества, уверены, фильм станет настоящим подарком всем ценителям церковного пения, а также тем, кто любит Киево-Печерскую Лавру и интересуется её историей.

***

Лента уникальна тем, что повествует о возрождении Киево-Печерской Лавры. Но о возрождении не внешнем, не строительном, архитектурном, реставрационном, и даже не монашеско-аскетическом, а певческом. Немногие из тех, кто всем сердцем любит величайшую святыню нашего народа и слушает, затаив дыхание, удивительные лаврские песнопения, знают о том, что эта составляющая Лавры была полностью утрачена, её уже не существовало. И практически с нуля её возрождал владыка Ионафан (Елецких).

Лаврское пение — явление не материальное. Оно существует только в контексте богослужения, и с прекращением литургической жизни в монастыре, когда обитель была закрыта в годы безбожной власти, традиция богослужебного пения прервалась.

Сохранились лишь какие-то нотные записи, но без носителей традиции по ним возродить лаврское пение было невозможно. Об этом, кстати, в фильме говорит владыка Ионафан: до того, как стал наместником Киево-Печерской Лавры, он разучил лаврские песнопения по нотам и исполнял их. Но впоследствии выяснилось, что та манера исполнения, которая, как он считал, соответствует нотам, даже близко не передает особенностей певческой традиции Лавры.

ionafan3-3

Киево-Печерская Лавра после передачи Церкви

К счастью, в 1988-1989 годы, когда был вновь возрожден монастырь, ещё были живы носители традиции. В частности, схиархимандрит Дионисий. В фильме он также показан. Удивительный человек, который начинал послушником в Ионинском монастыре, постриг принимал в Китаевской пустыни Печерской Лавры в 1920-х годах. Пережил гонения, ссылки. Он был клирошанином и уставщиком, что называется, «до мозга костей», знал лаврское пение как никто другой, и Господь удивительным образом сберег его до времени возрождения Лавры в наши дни.

Владыкой Ионафаном была проделана колоссальная работа: практически все песнопения, зафиксированные в нотах, были пропеты и проиграны на фисгармонии вместе с блаженной памяти схиархимандритом Дионисием.

Очень много владыке Ионафану помогал и другой удивительный человек — регент Борис Орлов. В Лавре в те времена пело два хора: монашеский и светский. Светским хором руководил как раз Борис Орлов — Регент с большой буквы, который очень тонко чувствовал лаврское пение.

К счастью, сохранились до нашего времени граммофонные записи старого лаврского пения — на них зафиксированы традиции начала ХХ века. Сохранились и образцы пения послевоенного времени, записанные на только-только появившихся бабинных магнитофонах.

Когда были собраны все эти составляющие: ноты, аудиозаписи и, самое главное, опыт носителя традиции — покойного ныне схиархимандрита Дионисия, — тогда и было возрождено пение Киево-Печерской Лавры.

***

По поводу граммофонной записи история донесла до нас трогательную деталь. Для записи лаврский хор был приглашен в студию, так как аппаратура того времени была достаточно громоздкая.

Однако запись звучит очень своеобразно, поскольку раньше не существовало ещё микрофонов, в которые снимали звук равномерно со всего хора. Был раструб, в который, собственно, обычно пел исполнитель. И когда перед раструбом стояло большое количество поющих людей, он улавливал только те голоса, которые звучат рядом, поэтому другие голоса совершенно не слышны.

Интересно, что когда о записи узнал тогдашний митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), то сильно разгневался. Дело в том, что в те времена граммофонные записи были в диковинку, это было новшество, причем светское. Граммофоны зачастую стояли в трактирах, ресторанах для развлечения публики. И митрополит Флавиан посчитал, что и лаврское пение отныне будет по кабакам и трактирам развлекать пьянствующих завсегдатаев, что, собственно, и вызвало его негодование.

***

И одной из главных особенностей фильма можно назвать то, что на экране мы можем видеть первую лаврскую братию, многих из которых хорошо знают киевляне. Практически все подвизаются в Лавре до сих пор, иные стали насельниками других столичных обителей.

Некоторые, правда, уже отошли ко Господу. Как, например, схиигумен Агапит. Человек удивительных духовных дарований, он пришел в Лавру после Великой Отечественной войны. В фильме отец Агапит канонаршит своим звонким, но уже хрипловатым старческим голосом во время пения «Блажен муж».

Источник