"Чудики"

Мы часто встречали ее, когда гуляли по Пейзажной аллее – любимому месту киевлян, гостей города и вообще всех людей. Но никогда не подходили к ней. Имя ее узнала случайно. Юля – так обратилась к ней женщина, с которой мы тогда познакомились, задержавшись возле «чудиков». Кто она? Чем занимается? Кем работает? Сколько лет? Кто такие «чудики»? Наверное начало этой истории кажется непонятным и странным. Начну с начала

Дело было так: мы гуляли по Пейзажной аллее. Почти в самом ее конце, который ближе к Андреевской церкви, сидит она: хрупкая, милая, голубоглазая, неопределенного возраста женщина. Обычно она сидит спиной к тротуару, свесив ноги с крутого обрыва. На бордюре газета, на ней разложены «чудики» - куклы, которых Юля делает своими руками тут же, сидя на земле и свесив ноги с вышеупомянутого обрыва. Чудики замечательные – у них волосы из ниток разных цветов, платья из разноцветных тканей, а лица неповторимые и живые, сделаны из какого-то полимера, или специальной глины. Чудиков хочется трогать и обнимать, гладить их "волосы" и трогать маленькие пальчики. От кончика носа и до последней волосинки, «чудиков» Юля делает сама. Люди проходят мимо: сейчас трудно удивить товаром, нашего брата. Магазины игрушек, заставляют нас, взрослых, завидовать современным детям, приговаривая "в наше детсов мы только мечтать о таком могли". Но, положа руку на сердце, об этом ли мы мечтали? Современные не-игрушки - это всего лишь элемент бизнеса, которым хочется обладать. Мы недоумеваем, отчего наши дети не спешат играть такими чудесными игрушками? и каждый раз прорходя мимо магазина снова просят "купи!". Не хотелось бы обобщать и абсолютизировать, но кажется, что хвастаться и хвалиться новыми игрушками нашим детям куда приятнее, нежели ими играть. Кто-то сказал однажды, что меняется психология наших девочек: кукла Барби - это высокомерная барышня, которая требует поклонения себе. И длинноногую красотку вряд ли захочется опекать, беречь, любить. Нет. Только удовлетворять ее запросы в нарядах, машинах, квартирах. Чудики - они другие. Ими не станешь хвастаться. Ими не станешь спорить у кого красивее и дороже. Они просто чудики - маленькие эльфы Пейзажной аллеи.
Те кто гуляет с детьми, стараются пройти быстрее, чтобы дитя, увидев ярких кукол, не стало выпрашивать купить их. Если же кто полюбопытствует и спросит у Юли, «в какую цену ваши куклы?», услышит неожиданный ответ: «за стишок». После того как чадо старательно расскажет одно из тех стихотворений, что на прошлой неделе задавали учить в школе, сразу получит шанс выбрать своего чудика. И уйдет страшно довольный. Впрочем, родители тоже будут довольны: кукла оказалась бесплатной. Ценителей мало, мы стали глупо падки на пластик и мишуру. Юля уже знает, какие стихотворения учат сейчас в школе в первом, а какие в третьем классе: репертуар детей, наверняка, поражает своей определенностью и предсказуемостью. Но цена за чудика, старательно сделанного тут же, сидя на высоком обрыве, останется для ребенка той же «за стишок».

1

Мы познакомились с Юлей не так давно. Да и знакомством это вряд ли назовешь. Кроме чудиков в тот весенний день Юля принесла еще рюкзак с шариками и такую специальную штуку, вроде насоса, чтобы их надувать. Она надувала длинные шарики и делала из них цветы, смущаясь, что ничего другого пока делать больше из них не умеет. Взрослые спешили пройти мимо, чтобы дети не стали просить что-то купить.
Возле Юли стояли мы и еще двое родителей с детьми, которые знали уже Юлю. Каждый из детей сжимал своего заслуженного чудика, а Юля счастливая, с улыбкой на лице надувала и надувала нам шарики, радуясь перерыву в своем рукоделии.

Анна Лелик