Неделя о Расслабленном. Всенощное бдение и Божественная Литургия

В это воскресенье прославляется чудесное исцеление при Овчей купели расслабленного, 38 лет томившегося в тяжкой болезни. По объяснению Синаксаря, чудо это празднуется в этот день потому, что Христос совершил его во время еврейской Пятидесятницы.

В исцелении расслабленного святая Церковь видит изображение обновления жизни всего человечества чрез воскресение Христово. «Христос, — воспевает она в песнопениях этого дня, — от мертвых воста, начаток усопших, перворожден твари, и Содетель всех бывших, истлевшее естество рода нашего в Себе Самом обнови»; «днесь смерть и ад пленися, род человеческий в нетление облечеся; тем же бдагодаряще вопием: слава, Христе, востанию Твоему». Вместе с этим святая Церковь, напоминая нам о расслаблении нашей души грехами, призывает каждого из нас взывать: «в летех многих немощствующую душу мою, Преблагий, исцели, якоже расслабленного прежде, яко да последую Твоим стезям, яже показал еси любящим Тя»; «Расслабленного яко воздвигл еси, Христе, расслабленную мою душу преступлении оздрави, и шествовати мне Твоя правые стези споспешествуй».

Так как воспоминаемое ныне чудо было совершено Спасителем при Овчей купели, в которую «ангел Господень на всякое лето схождаше и возмущаше воду», то в некоторых тропарях канона прославляется ещё святой архистратиг Михаил. Восхваляя его, как «начальника ангелов», «предводителя» «вышних служителей», святая Церковь воспевает его и как «наставника заблуждающих» и, в виду нашего духовного расслабления, молитвенно взывает к нему: «просвещение нам испроси», «умири нашу жизнь, напастьми всегда змиевыми и обстояньми жития зыблемую присно», «с нами проси нам прегрешений избавление, исправление же жития», и «наслаждение благ вечных».

 Неделя о Расслабленном. Всенощное бдение и Божественная Литургия