ЕВАНГЕЛИЯ, ЧИТАЕМЫЕ НА УТРЕНИ И ЛИТУРГИИ ВЕЛИКОГО ВТОРНИКА

ВЕЛИКИЕ ДНИ

С апостольских времён дни Страстной седмицы были в глубоком почтении у христиан. Они проводили их в строжайшем воздержании и усердной молитве. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, первые христиане в Страстную седмицу усугубляли обыкновенные подвиги поста.

Они, подражая Господу, старались быть добрыми и снисходительными к немощам своих ближних и больше творить дела милосердия. Христиане первых веков считали неприличным не только осуждать кого-либо, но и прекращали в эти дни все тяжбы, суды, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

В эти святые дни не совершаются ни память святых, ни поминовение усопших, ни молебные пения. Поскольку, как бы участвуя в страданиях Спасителя, сообразуясь смерти Его (Флп. 3:10), церковное богослужение принимает характер печали и сокрушения — «сострастия» страданиям Христовым.

По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется великим. Церковные службы представляют все события последних дней Спасителя совершающимися пред нами, и мы проходим мысленно всю величественно трогательную и назидательную историю страданий Христовых. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить всё суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

Храм попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы отличаются возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту неделю. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идёт за Господом, грядущим на страдания.

Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом.

ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию Крестных страданий Спасителя. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении этих дней удерживается ещё общий покаянный характер.

Великий вторник. На утрени этого дня вспоминаются события, описанные у Евангелиста Матфея (22:1523). Но собственно содержание своё служба вторника заимствует из притчей о десяти девах, о талантах и о втором пришествии Христовом. Этими притчами Церковь особенно руководствует верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу Себе Самому, когда говорит о них: «Мне сотвористе». Кто же не старается в деле своего спасения, должен быть готов услышать «Не знаю вас», прозвучавшее в ответ на просьбу неразумных дев впустить их в брачный чертог.

Каким образом избежать этого осуждения, Церковь предлагает нам познать из исполняемого после мирной ектении на утренях Великих понедельника, вторника и среды тропаря

Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!

В этом песнопении, которое, согласно Типикону, должно звучать «велегласно и со сладкопением», отсылкой к евангельской притче о десяти девах указывается, что наша встреча (то есть конец нашего земного бытия) со Христом (Женихом нашей души) может произойти в любой момент: «… и блажен раб, Егоже обрящет бдяща», «недостоин же паки, Егоже обрящет унывающе». Словами этого тропаря мы обращаемся к своей душе: «блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши»,— и чтобы этого не произошло: «воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

А по завершении канона утрени, также во все первые три дня Страстной седмицы, звучит так называемый ексапостиларий, или, по-русски, светилен:

Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня.

В нём продолжает раскрываться глубокий богослужебный образ взаимосвязи Христа Спасителя и человеческой души, как взаимоотношений Жениха и невесты. Брак души со Христом — это таинственное единение Бога и человека в вечности, в Царстве Небесном. И этот небесный брачный «чертог» христианин уже видит, но сокрушается о том: «одежды не имам», то есть плодов духовной жизни (см.: Гал. 5:22), «да вниду в онь» (чтобы войти в него); и далее уже прямое прошение к Богу о даровании необходимой для спасения душевной чистоты: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

Евангелие, читаемое на утрени — от Матфея, с главы 22, стих 15, по главу 23, стих 39

Однажды фарисеи приняли решение поймать Его на слове,

и подослали к Нему учеников своих вместе с иродианами1), которые сказали: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и наставляешь воистину на путь Божий, что Ты не лицеприятен и никому из людей не угождаешь.

Так скажи нам: должны ли мы платить подать кесарю, или нет? Как Ты думаешь?

Но Иисус, уразумев коварство их, сказал: вы что, испытываете Меня, лицемеры?

Покажите-ка Мне монету, которой платится подать. И когда они подали Ему динарий,

Иисус спросил у них: чьё это изображение и надпись?

Они отвечают Ему: кесаря. Тогда Он говорит им: отдавайте же кесарево кесарю, а Божье — Богу.

Услышав это, они удивились и, оставив Его, отошли.

Тем временем саддукеи2), которые утверждают, что нет воскресения, подошли к Нему и спрашивают у Него:

Учитель! Моисей сказал: если кто умрёт бездетным, пусть женится брат его на жене его и продолжит род брата своего. (Втор. 25:5; Быт. 38:8)

Так вот: было у нас семь братьев. Первый, женившись, скончался и, так как у него не было детей, оставил жену свою брату своему.

То же самое случилось и со вторым, и с третьим, и со всеми семью братьями.

После всех умерла и жена.

Итак, по воскресении, женой которого из семи она будет? Ведь все семеро обладали ею.

Иисус же сказал им в ответ: заблуждаетесь вы, не зная ни Писаний, ни могущества Божьего,

ибо по воскресении не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут словно ангелы Божьи на небесах.

А о воскресении мёртвых разве не читали вы сказанного вам Богом:

Я — Бог Авраама, Исаака и Бог Иакова? Ведь Он — Бог не мёртвых, а живых. (Исх. 3:6)

Люди же с изумлением внимали учению Его.

А фарисеи, узнав, что Он посрамил саддукеев, собрались вокруг Него,

и один из них, законник, испытывая Его: спросил:

Учитель! Какая заповедь в законе самая главная?

Он же сказал ему: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумом своим. (Втор. 6:5)

Это — главнейшая и первая заповедь.

Вторая же подобна ей: возлюби ближнего своего как самого себя. (Лев. 19:18)

На этих двух заповедях утверждаются и весь закон, и писания пророков.

А обступивших Его фарисеев Иисус спросил:

что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Они отвечают Ему: Давида.

Тогда Он говорит им: почему же Давид по вдохновению свыше называет Его Господом, говоря:

сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе не положу врагов Твоих у подножия ног Твоих? (Пс. 109:1)

Итак, если Давид называет Его Господом, почему же Он сын ему?

Никто ни слова не мог сказать Ему в ответ; и с того времени никто уже не дерзал спрашивать Его.

Затем Иисус обратился к народу и к ученикам Своим,

и сказал: место Моисея заняли книжники и фарисеи;

поэтому всё, что бы ни велели они соблюдать вам, исполняйте и соблюдайте, но делам их не подражайте, ибо они говорят одно, а делают — другое.

Они навязывают и возлагают на плечи людям бремя невыносимых обязанностей, а сами и пальцем не хотят шевельнуть, чтобы исполнить их.

Любые благодеяния они совершают перед людьми, напоказ; они расширяют свои налобные повязки3) со священными письменами и удлиняют кисточки на одеждах своих;

они любят занимать первые места на пиршествах и первые сиденья в синагогах,

любят, чтобы люди приветствовали их на улицах и обращались к ним: учитель! учитель!

Пусть же никто из вас не называет себя учителем, ибо один из вас Учитель — Христос, а вы все — братья.

И отцом своим не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах.

И пусть никто не называет себя наставником, потому что Наставник один у вас — Христос.

Самый же главный из вас пусть будет всем слугой,

ибо кто превозносит сам себя, тот унижен будет, а кто уничижает сам себя, тот превознесён будет.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы запираете (врата) Царства Небесного для людей, ибо сами не входите, и тех, кто хочет войти, не впускаете.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы разоряете дома вдов и напоказ долго молитесь; за это вас постигнет суровая кара.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы и на море, и на суше ищете себе учеников, и когда вам удаётся обратить хотя бы одного, вы творите из него сына геенны, вдвое худшего, чем вы сами.

Горе вам, поводыри слепые! Вы говорите: храмом клясться можно, а золотом храма клясться нельзя.

Глупые и слепые! Что главнее: золото или храм, освящающий золото?

Вы говорите: жертвенником клясться можно, а жертвой, возносимой на нём, клясться нельзя.

Глупые и слепые! Что главнее: жертва или жертвенник, освящающий жертву?

Поэтому тот, кто клянётся жертвенником, клянётся им и всем, что возносится на нём;

тот, кто клянётся храмом, клянётся им и Тем, Кто пребывает в нём;

а тот, кто клянётся небом, клянётся престолом Божьим и Тем, Кто восседает на нём.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы отдаёте десятину4) с мяты, аниса и тмина, но упускаете самое важное в законе: правосудие, милость и веру, тогда как это надо исполнять, но и того не упускать. (Мих. 6:8; Притч. 14:22)

Поводыри слепые, комара выплёвывающие, а верблюда проглатывающие!

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы очищаете снаружи чашу и блюдо, тогда как внутри они полны добытым неправедно.

Фарисей слепой! Очисти прежде с внутренней стороны чашу и блюдо, тогда и с внешней стороны они станут чистыми.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы подобны гробницам украшенным, которые снаружи кажутся красивыми, но внутри полны костей мертвецов и всяких нечистот.

Так и вы: по наружности кажетесь людям праведными, но внутри преисполнены лицемерия и беззакония.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы воздвигаете гробницы пророкам и украшаете могилы праведников,

и говорите: если бы мы жили во времена отцов наших, то мы не стали бы сообщниками их в убийстве пророков.

Но этим вы сами себя обвиняете в том, что вы сыновья тех, кто убивал пророков,

и вы превзойдёте в этом отцов своих.

Змеи, отродье змеиное! Да разве избежите вы осуждения в геенну?

Вот, Я посылаю к вам пророков, мудрецов и книжников; одних вы мучите и распнёте, других будете бичевать в синагогах ваших и гнать из города в город.

Да падёт же на вас (вина) за всю кровь праведную, пролитую на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахии5), которого вы убили между алтарём и жертвенником!

Уверяю вас: падёт всё это на род сей.

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, подобно тому, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не хотели этого.

Так пусть же дом ваш остаётся пуст!

Вот, Я говорю вам: отныне не увидите Меня до тех пор, пока не воскликнете: благословен Грядущий во имя Господне! (Пс. 117:26)

1) «вместе с иродианами» — иродиане выступали за сотрудничество с римскими властями.    кесарь — греческая форма латинского слова Цезарь; титул римских императоров.

2) «саддукеи» — Саддукеи отрицали веру в воскресение из мертвых.

3) «налобные повязки со священными письменами» — досл.: «талисманы», «амулеты» (арам., «тотафот», «тефеллин»); на основании Исх. 13:9; 16; Втор. 6:8; 11:18 каждый иудей должен был носить на лбу и на запястье левой руки небольшой пергаменный свиток с цитатами из Исх. 13:116; Втор. 6:49; 11:1321 (как правило, «тотафоты» надевались во время утренней молитвы); в народном сознании впоследствии «тотафоты» стали восприниматься как амулеты, предохраняющие человека от воздействия злых духов. Ту же функцию выполняли и кисти, пришитые по краям одежды. Иисус упрекает книжников и фарисеев за то, что они, желая казаться более праведными, надевали «тотафоты» невероятно больших размеров.

4) десятина — десятая часть дохода и всего, что произрастало на полях и огородах, отдаваемая в пользу храма на основании Лев. 27:3034; Числ. 18:2124; Втор. 12:617.

5) «от крови Авеля праведного до крови Захарии» — речь идет о всех убитых ветхозаветных праведниках, начиная с сына Адама Авеля, погибшего от руки брата своего Каина (Быт. 4:816).

Так трогательны и прекрасны последние дни ожидания великой радости Воскресения Христова, так благолепно и благоговейно Церковь чтит память о последних земных днях Господа нашего, а мы же мысленно с вами в сегодняшний Великий вторник идём за Господом, беседующим со Своими учениками. Идём в Святый Град Иерусалим, где скоро произойдёт ужасное событие – убийство Благодетеля рода людского, идём, чтобы послушать последние его наставления.

В Иерусалиме Господь идёт в Храм, и к нему снова обращаются со своими коварными вопросами вожди духовные – фарисеи и саддукеи, непримиримые между собой враги в борьбе за власть над душами человеческими. Они подходят не вместе, а по группам, сначала одни, потом другие. Если не удастся превзойти Христа в споре, они думают своими многочисленными вопросами привести чувства Его в смятение. Если им до этого не удавалось сломить Господа своей хитростью, то теперь они хотят испугать его своей многочисленностью. Их злоба и ненависть, как ужасная проказа, постоянно распаляет омрачённый ум; как прокажённый расчёсывает себя, свои струпы, пытаясь в боли от этого найти хоть какоето утешение от болезненного мучительного зуда, так и они выдумывают всё новые и новые вопросы, чтобы подловить своего же Спасителя, спровоцировать Его на неосторожное слово и, уцепившись за это, привлечь или к суду власти светской – римских языческих проконсулов, или к суду духовному – синедриона. Какие радость и наслаждение они ожидают получить, увидев Его страдания и муки, – поистине радость сатанинскую. Но Господь, зная их лукавство, мудро отвечает фарисеям, что нет греха подавать народу богоизбранному подать римским захватчикам – «Богу Божие, а кесарю кесарево воздать подобает». Отвечает не веровавшим в воскресение умерших саддукеям, уличив их в сознательном сокрытии слов Священного Писания, знаемого ими наизусть: «Не читали ли вы реченного вам Богом: “Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова”? Бог не есть Бог мёртвых, но живых». После этих ответов никто уже не задаёт Христу лукавых вопросов. Они обличены во лжи и коварстве и позорно уходят. С Христом остаются лишь ученики и слушающие, которые не задают вопросов, а ожидают наставления. Господь, обращаясь к ним, обличает вождей Израилевых: «Горе, горе вам, книжники и фарисеи!» – это выражение крайней печали о жестоковыйных людях. Христу нужна не видимость праведности, а сама праведность; не нужны непомерные обязательства и подвиги, а нужны милость и вера. Сказав это, Он выходит из Храма, к Нему подходят ученики и показывают величественные храмовые строения: как они мощны, велики и красивы. Вместо же похвалы они слышат, что всё это будет разрушено. Поднявшись же на Елеонскую гору, ученики наедине, без посторонних, спрашивают о времени разрушения Храма, и Господь говорит страшное слово о признаках приближения этого времени. Войны, голод, эпидемии, землетрясения, лжеучения, ненависть, умножение беззаконий… И как самое главное – охладение любви.

После же этого произносит Христос две хорошо нам знакомые притчи: о десяти девах и о талантах. Если вспомним содержание стихир, которые пелись за сегодняшним богослужением, то увидим, что в них не отразилось ни коварных вопросов фарисеев и саддукеев, ни грозных предзнаменований кончины мира сего, а раскрываются эти два иносказания. Общая у них цель – подвигнуть к бодрствованию и вниманию. И до нас с вами доносится слово Христа: «Бдите!» Осталось совсем немного до Брачного пира, на который мы приглашены, и скоро ответ нам придётся дать за использование талантов. Девы – это мы с вами, то есть Церковь; сон в ожидании Жениха – смерть; елей в светильниках – добродетели, а продающие – все нуждающиеся в нашей помощи. Таланты, о которых говорится в другой притче, – это наши способности, данные нам для собственной пользы и пользы ближнего. Но как порой нам, действительно юродивым от мирских забот и страстей и неверным рабам, приобрести елея и приумножить таланты?

Оказывается, для достижения этих двух целей есть общие средства: «заимствуй давшему ти, раздавай нищим и стяжи друга Господа, да станеши одесную Его». Милосердие – вот тот универсальный ключ, который открывает нам двери радостного Брачного пира и соделывает нас благими, то есть добрыми, рабами Божиими. Что такое милосердие? Это мать любви – любви, отличающей христиан, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых. А кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым – надо, чтобы при этом было сердечное милосердие. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, ради нас обнищавшему, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных и не имея, что им дать, страдают жалостью о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: «Не плакал ли я о том, кто был в горе?» (Иов 30:25). Они, когда что имеют, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им убедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: «Даром получил, без зависти отдаю» (Прем. 7:13). Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом. Такой милостью они, как лествицей, восходят к совершенной душевной чистоте – говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

Если вчерашний день был пронизан воспоминанием воздержания Иосифа от соблазнений женой Потифара, то сегодня милосердие преподносится нам как обязательное условие спасения. «Иже бо дело единое и пребольшое убо яве делает, о других же небрежет, паче же о милостыни, не входит со Христом в вечное упокоение», – читаем мы в сегодняшнем синаксаре. Помня об этом, сосредоточимся же, братия и сёстры, в эти предпраздничные дни, будем внимательны и трезвы, омоем свои души покаянием и причастием Святых Таин Христовых, облечёмся во одежды света и радости духовной, возьмём драгоценные светильники наших душ, заправим их милосердием и другими добродетелями и терпеливо, отгоняя от себя греховной сон и плотское расслабление, будем ожидать зова: «Вот Жених идёт, выходите навстречу Ему».

Иеродиакон Силуан (Никитин)

Евангелие, читаемое на Литургии — от Матфея, с главы 24, стих 36, по главу 26, стих 2

Господь сказал Своим ученикам: о дне же том, или часе, не знает никто: ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец Мой Небесный один.

Но подобно тому, как было во дни Ноя, так будет и в день пришествия Сына Человеческого,

ибо как в те дни перед потопом ели и пили, женились и выходили замуж до того самого дня, как Ной вошёл в ковчег,

и не догадывались (ни о чём) до тех пор, пока не пришёл потоп и не погубил всех, — подобно этому будет и в день пришествия Сына Человеческого.

Тогда из двоих, что на поле, один будет взят, другой останется;

из двух, что молотят зерно, одна будет взята, другая останется.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который день придёт Господь ваш.

Понимаете же вы, что, если бы хозяин дома знал, в который час придёт вор, то он бодрствовал бы и не позволил обокрасть дом свой.

Поэтому и вы будете всегда наготове, ибо не ведаете часа, в который придёт Сын Человеческий. (Дан. 7:13)

Будет ли верен и благоразумен тот раб, которому господин его, (уехав), поручил вовремя подавать пищу домашним своим?

Счастлив будет этот раб, если господин его, возвратясь, найдёт, что он поступает как должно.

Уверяю вас: всё имение своё он поручит ему.

Если же раб этот окажется нерадив и скажет в сердце своём: не скоро приедет господин мой;

и начнёт издеваться над другими рабами его, есть и пить вместе с пьяницами,

то господин раба этого, возвратись в день, в который тот его не ожидает, и в час, которого тот не знает,

покарает его и подвергнет одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Тогда Царство Небесное будет подобно тому, как если бы десять отроковиц, взяв светильники свои, выходили встречать жениха.

Пять из них были нерадивы, а пять — благоразумны,

и неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла,

тогда как благоразумные вместе со светильниками своими взяли и масло в сосудах.

Но жених запаздывал, и все задремали и, наконец, уснули.

В полночь же раздался крик: ВОТ ЖЕНИХ ИДЁТ, ВЫХОДИТЕ ВСТРЕЧАТЬ ЕГО!

Тогда все эти отроковицы и стали поправлять светильники свои.

И сказали нерадивые благоразумным: ДАЙТЕ НАМ ВАШЕГО МАСЛА, А ТО СВЕТИЛЬНИКИ НАШИ ГАСНУТ.

Благоразумные же сказали в ответ: КАК БЫ ТОГДА НЕ ХВАТИЛО НИ НАМ, НИ ВАМ; ПОЙДИТЕ ЛУЧШЕ К ПРОДАЮЩИМ И КУПИТЕ СЕБЕ.

А когда они отправились покупать, пришёл жених, и те, которые были наготове, пошли вместе с ним на брачный пир и затворили двери.

Между тем пришли остальные отроковицы и стали просить: ГОСПОДИН, ГОСПОДИН, ОТВОРИ НАМ.

Но тот сказал им в ответ: УВЕРЯЮ, Я НЕ ЗНАЮ ВАС.

Итак, бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий. (Дан. 7.13)

Ибо (Царство Небесное подобно тому), как если бы некий человек, уезжая, призвал доверенных рабов своих и оставил им на хранение деньги свои.

Каждому он дал по его способностям: одному — пять талантов серебра, другому — два таланта, третьему — один; а сам уехал.

Получивший пять талантов тотчас отправился и, употребив их в дело, заработал ещё пять талантов;

таким же образом и получивший два таланта заработал ещё два;

а получивший один талант пошёл и спрятал серебро господина своего, закопав его в землю.

И вот через некоторое время приезжает господин этих рабов и требует у них отчёта.

Получивший пять талантов принёс ещё пять талантов и, подойдя, сказал: ГОСПОДИН! ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ТЫ ОСТАВИЛ МНЕ НА ХРАНЕНИЕ; ВОТ ЕЩЁ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ, КОТОРЫЕ Я ЗАРАБОТАЛ.

И сказал ему господин его: ХОРОШО, ДОБРОСОВЕСТНЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ. В МАЛОМ ТЫ БЫЛ ВЕРЕН, БОЛЬШЕЕ ПОРУЧУ ТЕБЕ. РАЗДЕЛИ ЖЕ РАДОСТЬ ГОСПОДИНА СВОЕГО!

Затем подошёл получивший два таланта и сказал: ГОСПОДИН! ДВА ТАЛАНТА ТЫ ОСТАВИЛ МНЕ НА ХРАНЕНИЕ; ВОТ ЕЩЁ ДВА ТАЛАНТА, КОТОРЫЕ Я ЗАРАБОТАЛ.

И сказал ему господин его: ХОРОШО, ДОБРОСОВЕСТНЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ. В МАЛОМ ТЫ БЫЛ ВЕРЕН, БОЛЬШЕЕ ПОРУЧУ ТЕБЕ. РАЗДЕЛИ ЖЕ РАДОСТЬ ГОСПОДИНА СВОЕГО!

Подошёл и тот, который получил один талант, и сказал: ГОСПОДИН! Я ЗНАЛ, ЧТО ТЫ ЧЕЛОВЕК ЖЕСТОКИЙ, ЧТО ТЫ ЖНЁШЬ ТАМ, ГДЕ НЕ СЕЯЛ, И БЕРЁШЬ ОТТУДА, КУДА НЕ КЛАЛ,

ПОЭТОМУ Я В СТРАХЕ ПОШЁЛ И СПРЯТАЛ ТАЛАНТ ТВОЙ В ЗЕМЛЮ; ВОТ, ПОЛУЧИ СВОЁ.

Господин же его сказал ему в ответ: РАБ ЛУКАВЫЙ И ЛЕНИВЫЙ! ТЫ ВЕДЬ ЗНАЛ, ЧТО Я ЖНУ ТАМ, ГДЕ НЕ СЕЯЛ, И БЕРУ ОТТУДА, КУДА НЕ КЛАЛ,

ПОЭТОМУ ТЕБЕ НАДО БЫЛО ОТДАТЬ СЕРЕБРО МОЁ РОСТОВЩИКАМ, И Я, ПРИЕХАВ, ПОЛУЧИЛ БЫ СВОЁ С ПРИБЫЛЬЮ.

ИТАК, ОТБЕРИТЕ У НЕГО ТАЛАНТ И ДАЙТЕ ТОМУ, КТО ИМЕЕТ ДЕСЯТЬ ТАЛАНТОВ,

ИБО ВСЯКОМУ, КТО ИМЕЕТ, ДАНО БУДЕТ И ПРЕУМНОЖИТСЯ, А КТО НЕ ИМЕЕТ, У ТОГО ОТЫМЕТСЯ И ТО, ЧТО ИМЕЕТ.

НЕРАДИВОГО ЖЕ РАБА БРОСЬТЕ В ТЁМНУЮ ЯМУ; ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ. После этих слов Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез. 12:2)

Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей, и все святые ангелы вместе с Ним, тогда воссядет Он на престоле славы Своей,

и будут собраны пред Ним все народы, и отделит Он одних от других, как пастух отделяет овец от баранов

и ставит овец по правую, а баранов — по левую сторону от себя.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону от Него: ПРИДИТЕ, БЛАГОСЛОВЕННЫЕ ОТЦОМ МОИМ, НАСЛЕДУЙТЕ ЦАРСТВО, УГОТОВАННОЕ ВАМ ОТ СОЗДАНИЯ МИРА.

ИБО Я БЫЛ ГОЛОДЕН, И ВЫ ДАЛИ МНЕ ЕСТЬ; ЖАЖДАЛ, И ВЫ НАПОИЛИ МЕНЯ; БЕЗДОМЕН БЫЛ, И ВЫ ПРИЮТИЛИ МЕНЯ;

НАГ БЫЛ, И ВЫ ОДЕЛИ МЕНЯ; БОЛЕН БЫЛ, И ВЫ НАВЕСТИЛИ МЕНЯ; В ТЕМНИЦЕ БЫЛ, И ВЫ ПРИШЛИ КО МНЕ.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: ГОСПОДИ! КОГДА МЫ ВИДЕЛИ ТЕБЯ ГОЛОДНЫМ И НАКОРМИЛИ? ИЛИ ЖАЖДУЩИМ — И НАПОИЛИ?

КОГДА МЫ ВИДЕЛИ ТЕБЯ БЕЗДОМНЫМ И ПРИЮТИЛИ? ИЛИ НАГИМ — И ОДЕЛИ?

КОГДА МЫ ВИДЕЛИ ТЕБЯ БОЛЬНЫМ ИЛИ В ТЕМНИЦЕ И ПРИШЛИ К ТЕБЕ?

И Царь скажет им в ответ: УВЕРЯЮ ВАС: ТО, ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ ХОТЯ БЫ ДЛЯ ОДНОГО ИЗ ЭТИХ МЛАДШИХ БРАТЬЕВ МОИХ, ВЫ ДЛЯ МЕНЯ СДЕЛАЛИ.

Тогда скажет Он и тем, которые по левую сторону от Него: ОТОЙДИТЕ ОТ МЕНЯ, ПРОКЛЯТЫЕ, В ОГОНЬ ВЕЧНЫЙ, УГОТОВАННЫЙ ДИАВОЛУ И АНГЕЛАМ ЕГО.

ИБО Я БЫЛ ГОЛОДЕН, И ВЫ НЕ ДАЛИ МНЕ ЕСТЬ; ЖАЖДАЛ, И ВЫ НЕ НАПОИЛИ МЕНЯ;

БЕЗДОМЕН БЫЛ, И ВЫ НЕ ПРИЮТИЛИ МЕНЯ; НАГ БЫЛ, И ВЫ НЕ ОДЕЛИ МЕНЯ; БОЛЕН БЫЛ И БЫЛ В ТЕМНИЦЕ, И ВЫ НЕ НАВЕСТИЛИ МЕНЯ.

Тогда и они скажут Ему в ответ: ГОСПОДИ! КОГДА МЫ ВИДЕЛИ ТЕБЯ ГОЛОДНЫМ, ИЛИ ЖАЖДУЩИМ, ИЛИ БЕЗДОМНЫМ, ИЛИ НАГИМ, ИЛИ БОЛЬНЫМ, ИЛИ В ТЕМНИЦЕ И НЕ ПОМОГЛИ ТЕБЕ?

Тогда Он скажет им в ответ: УВЕРЯЮ ВАС: ТО, ЧТО ВЫ НЕ СДЕЛАЛИ ХОТЯ БЫ ДЛЯ ОДНОГО ИЗ ЭТИХ МЛАДШИХ (БРАТЬЕВ МОИХ), ВЫ ДЛЯ МЕНЯ НЕ СДЕЛАЛИ.

И пойдут эти в муку вечную, а праведники — в Жизнь Вечную.

На этом Иисус закончил речь Свою и сказал ученикам Своим:

вы знаете, что через два дня будет Пасха; и Сын Человеческий предан будет на распятие.

СИНАКСАРЬ ВО СВЯТОЙ ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Стихи:

Великий Вторник нам приносит десять дев,

Услышавших от неподкупного Владыки приговор.

Во святой и Великий Вторник мы вспоминаем притчу о десяти девах, ибо эти притчи Господь, идущий на страдания, входя в Иерусалим, рассказывал Своим ученикам, а иные обращал и к иудеям. Притчу же о десяти девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех быть готовыми заранее к кончине; потому что Он много говорил им о девстве и о скопцах, да и всегда девство прославляется, ибо это действительно великая добродетель. Но чтобы кто, подвизаясь в ней, не пренебрегал другими, прежде всего милостыней, которая делает ярким светильник девства, святое Евангелие приводит эту притчу; и называет мудрыми пятерых, приложивших к девству много дорогого елея милостыни, а пятерых — неразумными, ибо хотя и они имели девство, но милостыню — несравненно меньшую. Потому они и неразумные, что, выполнив большее, оставили меньшее, и ничем не отличались от блудниц, ибо были так же побеждены через богатство, как те — через плоть.

Когда же кончилась ночь этот  жизни, задремали все девы, то есть умерли, ибо сон означает смерть. И когда они спали, в полночь раздался крик. Одни, взявшие много елея, вошли с женихом, когда открылись двери; а неразумные, имеющие недостаточно елея, проснувшись, искали его. Мудрые же хотели дать, но не могли и перед тем как войти сказали: чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим, то есть к бедным, и купите себе, — но безполезно, ибо после смерти это невозможно, как и в притче о богатом и Лазаре открывает Авраам, говоря: трудно перейти отсюда туда. Однако неразумные, придя непросвещёнными, так взывали, стуча в двери: Господи! Господи! отвори нам. Сам же Господь дал им тот страшный ответ, сказав: Отойдите, не знаю вас; ибо как вы могли бы увидеть жениха, не имея приданого, то есть милостыни? Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины; так же как и примером Иосифа учат стяжать целомудрие, а смоковницы — всегда приносить духовный плод. Ибо, кто делает одно, даже и явно большее, доброе дело, а другими, прежде всего милостыней, пренебрегает, — не входит со Христом в вечное упокоение, но со стыдом возвращается назад. Ибо нет ничего более печального и постыдного, чем девство, побеждаемое пристрастием к имуществу.

Но, о Жених, Христе, причти нас к мудрым девам, причисли к Твоему избранному стаду и помилуй нас. Аминь.

 ЕВАНГЕЛИЯ, ЧИТАЕМЫЕ НА УТРЕНИ И ЛИТУРГИИ ВЕЛИКОГО ВТОРНИКА