СЛУЖБА БОГОТЕЛЕСНОГО ПОГРЕБЕНИЯ СПАСИТЕЛЯ

СВЯТАЯ И ВЕЛИКАЯ СУББОТА

Рождённый из чистой Девичьей утробы, Христос пеленается как безпомощный младенец — «сходяй Спас к роду человеческому прият пеленами повитие». Приявший волею смерть на кресте, Он как бездыханный и беззащитный мертвец обвивается плащаницею и полагается в новый гроб, куда никто до Него положен не был. Непорочная Девичья утроба — и новый гроб... вот два крайних этапа Его земной жизни: выход из вечности и снова вход в неё.

И гроб Его сделался источником жизни, как и чрево Богоневесты стало «пространнейшее небес».

Смерть стала жизнью, гроб — чертогом безсмертия.

Как это могло случиться? И что может извлечь для себя мыслящее сознание, смиряющееся перед путями Христова Спасения? Ответ даётся в открываемой Церковью тайне Великой Субботы. Тайна эта есть сопряжение смерти и жизни, венчаемая Воскресением. Богослужение Великой Субботы говорит о времени между смертью Христа и Его воскресением, толкует смысл трёхдневного периода между погребением и возстанием — подводя к празднику Пасхи в его внутреннему таинственном смысле. Другими словами, Богослужение Великой Субботы есть литургическое сопряжение Пасхи распятия и Пасхи воскресения.

Безоговорочное признание Божественности Христа предполагает такое же безоговорочное Его владычество над смертью и адом. Посему фактом Воскресения и исчерпывается в этом смысле существо евангельской хроники. Другая сторона события раскрывается при чтении Деяний Апостольских (гл. 2), посланий ап. Павла, (особенно 1Кор. и Рим. гл. 6, гл. 4 Иоаннова Апокалипсиса, гл. 1, гл. 20 и др.). Здесь уже выступает вполне детализированное учение о смысле и последствиях воскресения как принципиальной победы над смертью и адом. В этом смысле нейтральная часть речи ап. Петра в день Пятидесятницы выражает откровение, явлённое в смерти и воскресении Христа, о котором умолчено в четвероевангелии: «Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорить о Нём: «видел я пред собой Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы Я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце моё, и возвеселился язык мой: даже и плоть моя упокоилась в уповании, ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление; Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим» (Пс. 15:811). Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня; будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престол его (2Царств. 7:12; Пс. 131:11), он прежде сказал о воскресении, что не оставлена душа Его во аде, «и плоть Его не видела тления» (Пс. 15:10; Деян. 2:2428). Приведённый текст определённо говорит о пребывании Иисуса Христа во аде душой и победе над смертью, не могшей удержать Его. Здесь святой апостол в кратких словах выражает содержимое церковным преданием учение о схождении Иисуса Христа душою во ад. Учение это зафиксировалось во множестве писаний.

Из них следует отметить, сыгравшее огромную догматическую и литургическую роль т.наз. евангелие Никодима. Дошедшие до нас тексты чрезвычайно разнообразны по спискам и редакциям. В общем они относятся к V веку. Однако критикой (гл. обр. Тишендорфом) в нём вскрыты в качестве составного элемента более древние тексты книг, называвшихся: 1) «Схождение во ад»; 2) «Деяния Пилата»; 3) Письмо Пилата к имп. Тиверию по делу Иисуса Христа; 4) «Смерть Пилата» и др. В общем источники «Евангелия Никодима» восходят к эпохе, близкой к апостольскому христианству. В этом нас убеждает текст цитированной речи ап. Петра. Правильнее всего будет сказать, что и речь св. ап. Петра, и евангелие Никодима, выражают вероучение Церкви. Содержание текста Никодимова евангелия состоит в изображении подробностей Распятия, причём к фактам, переданным каноническими евангелиями, присоединяются детали. Но помимо этого во второй его части передаются события, связанные с сошествием Христа во ад — со слов воскресших в момент смерти Спасителя сыновей св. Симеона Богоприимца именем Левкий и Карин.

Разсказ воскресших начинается с изображения того, как мрак преисподней озарился светом сошедшего Богочеловека. Бывшие там патриархи, пророки и праведники сразу узнают Того, Кого они ждали и о Ком пророчествовали. Сатана один пытается противостоять Пришедшему. Гремит сотрясающий преисподнюю голос: «Поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечныя, и войдёт Царь Славы» (Пс. 23:7). Пророки Давид и Исайя ликуют, узнавая в голосе свои пророчества о победе над смертью, адом и о воскресении мёртвых. Уничтоженный и смятенный Сатана спрашивает: «Кто Сей Царь Славы?» (Пс. 23:8) и Давид отвечает: «Господь Крепкий и Сильный, Господь сил, Он — Царь Славы» (Пс. 23:810). При этих словах появляется Спаситель, простирает десницу всем, с верою ожидавшим Его. Господь простирает руку Адаму и прочим, и выводит их из преисподней при всеобщем ликовании. Архангел Михаил отверзает освобождённым Рай.

Таково в кратких словах содержание этого замечательнаго памятника, свидетельствующаго о том, что песнопения Великой Субботы, которыея говорят о таинственном, страшном и радостном событии сошествия Спасителя во ад, есть древнейшее церковное предание, с самого начала Церкви пребывающее в нерасторжимом единстве с благовестием о Воскресении Христовом. Богословскодогматическая сторона этого события с трудом поддаётся выражению в терминах и понятиях, что до конца вообще вряд ли возможно сделать. И здесь остаётся лишь сказать с апостолом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его» (Рим. 11:33).

В.Н.Ильин «Гроб запечатленный и Пасха нетления»

 СЛУЖБА БОГОТЕЛЕСНОГО ПОГРЕБЕНИЯ СПАСИТЕЛЯ